История создания. Пьеса А. Островского «Бедность не порок» была написана в 1853 году. На ее создание у писателя ушло полгода. Изначально автор планировал назвать это произведение «Гордым Бог противится» и написать только два акта. Но в процессе работы пьеса была переименована и дописан еще один акт.
Изначально цензура не разрешала публиковать и ставить на сцене это произведение, называя его недалеким и нереалистичным и считая, что смысл сюжета – клевета на российскую действительность.
Первая постановка была осуществлена в Москве, в январе 1854 года, затем, в сентябре этого же года, в Петербурге.
Жанр данного произведения – комедия. Пьеса уникальна в описании монологов персонажей, бытовыми зарисовками, полнотой образов. В каждой реплике и ситуации присутствует комизм, иногда доходящий до абсурда. Особое место занимают «говорящие» имена героев, весьма точно открывающие сущность того или иного персонажа. Наряду с комедийной основой в пьесе присутствует и сатира – тонкая, но острая, сражающая наповал, и которая выражается в высмеивании мещанства и купечества в целом.
Пьеса является комедией, и, по классике жанра, должна оканчиваться на позитиве. Так и вышло – в произведении финалом является торжество добродетели над глупостью и ленью.
Герои произведения:
— Торцов Гордей Карпыч – богатый купец с приличным состоянием. Высокомерен и горд, считает себя на голову умнее других.
— Торцов Любим Карпыч – брат Гордея. Обнищавший наследник состояния своего отца. Промотав свое состояние, вернулся к брату, который недоволен его поведением.
— Коршунов Африкан Савич – старик, богатый фабрикант. Хочет жениться на дочери Торцова. Подлая и самовлюбленная личность, смотрит на всех свысока.
— Любовь Гордевна Торцова – дочь Торцова. Любит бедного приказчика Митю. Умна, скромна, покорна.
— Митя – приказчик Торцова. Хочет жениться на Любови Торцовой. Простой, душевный, рассудительный.
— Гриша Разлюляев – интересный молодой человек, сын зажиточного купца.
— Анна Ивановна – невеста Гуслина – вдова.
— Яша Гуслин – молодой парень, родственник Торцовых.
По сюжету пьесы бедный молодой человек Митя любит дочь Торцова Любовь. Но ее отец против этого брака. По его мнению, дочь должна выйти замуж за богатого фабриканта, старого Африкана Коршунова.
Положение спасает Любим Торцов. Он обличает и разоблачает Африкана Савича, и тот, разозленный, уходит. Гордей Карпыч, переменив свой взгляд на замужество дочери, благословляет брак Мити и Любы.
Главная мысль произведения – противостояние между богатством и бедностью. Автор высмеивает человеческие пороки, жадность, корысть. Показано влияние денег на людей и их жизненные принципы – в глазах богатых людей бедность является чуть ли не самым тяжелым пороком, а богатство – преимуществом, открывающим любые двери. Но автор умело подводит читателя к пониманию того, что деньги, богатство, слава – ничто в сравнении с настоящими духовными ценностями – скромностью, добротой, честностью.
Вариант 2
В комедии «Бедность не порок» Островский поднимает важную и щекотливую для того времени тему — брак по расчёту.
Данное произведение считается одним из самых успешных работ автора, оно написано лёгким, но, вместе с тем красивым и литературным языком. Островский, как и многие писатели того времени, умело использовал «говорящие» имена и фамилии. Коршунов, Гордей, Любим — они уже дают характеристику своим героям. Вскоре после выхода пьеса появилась на сцене театров и была хорошо принята публикой.
Не удивительно, ведь произведение было очень актуально для того времени. Ни для кого не секрет, что невест и женихов подбирали родители, руководствуясь, зачастую, не чувствами детей, а состоянием семьи, положением и репутацией в обществе.
Подобные события разворачиваются на страницах пьеса. Митя и Люба испытывают друг к другу искренние чувства, но бедность юноши мешает им заключить брак. Отец желает видеть мужем любимой дочери богатого, но скупого и сквернохарактерного Африкана Коршунова. Сердце девушки не лежит к нему, но противиться воли отца она не смеет.
Митя — человек честный и талантливый, и бедным он является не по своей вине, а из-за сложившихся обстоятельств. Особо подчёркивает его внутреннее благородство то, что большую часть своего небольшого жалования он отдаёт на содержание матери. Возможно, молодой человек и добился лучших успехов на другой работе, но уйти от Гордея Карповича ему не даёт любовь к его дочери. И, конечно, тайная надежда, что ветер переменится и когда-нибудь влюбленные смогут быть вместе.
Развязка произведения происходит неожиданно и лично мне показалась слегка натянутой. Любим — брат Гордея, ведущий разгульный образ жизни, но в душе добрый человек — в пьяном бреду решил обличить Коршунова, показав его истинное лицо. Как ни странно, его пылкая речь произвела на всех впечатление, а Гордей Карпович так и вовсе согласился благословить брак Любы и Мити.
Мне кажется, произведение не потеряло своей актуальности и сегодня. Хотя проблема заключения браков по расчёту сейчас изжила себя, важно помнить о ней, как о традиции прошлого, дабы не повторить печальный опыт. Пьеса учит людей относиться к людям, смотря не на размер кошелька и статус в обществе, а на внутренние качества. Помимо этого, в произведении показывается пример чистых отношений девушки и юноши. Для многих современных пар это станет хорошим примером.