Анализ легенды о Ларре из рассказа Старуха Изергиль Горького

Анализ легенды о Ларре из рассказа Старуха Изергиль Горького

История создания
В 1891 году Горький путешествовал по Бессарабии. Именно культура, природа и традиции южного края вдохновили писателя на создание одного из лучших своих произведений, рассказа “Старуха Изергиль”. Произведение состоит из трех самостоятельных частей, первой из которых является “Легенда о Ларре”. Задумку о написании рассказа автор воплотил спустя три года. “Старуха Изергиль” была написана в 1894 году, а впервые опубликована в 1895 году.

Жанр
Первую часть “Старухи Изергиль” символично принято считать легендой. Однако учитывая поучительный характер “Легенды о Ларре” литературоведы чаще относят ее к притче.
Тема:
В “Легенде о Ларре” отражена проблема человека и общества. М. Горький на примере главного героя, гордого эгоистичного юноши, отвергшего законы людей и жестоко убившего девушку, показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки, взаимопонимания. Ларри считает себя выше людей. Он обрек себя на одинокое существование, которое принесло ему лишь страдания и несчастье. 
Сюжет:
Многие тысячи лет назад жило могучие племя людей. Однажды молодую и красивую девушки из племени похитил орел. Ее поиски оказались безуспешными, и вскоре о ней забыли. Через 20 лет она пришла с сыном, которого родила от орла. Сам орел разбился о скалы, когда начал слабеть.

Люди с удивлением смотрели на сына женщины и орла. Они видели, что он такой же как они, лишь глаза его были холодными и гордыми, как у хищной птицы. Они пытались говорить с ним, но гордый высокомерный юноша не охотно отвечал им. Со старейшинами племени он разговаривал как с равными, что оскорбило их. Старейшины сказали, что ему нет места в племени.
Тогда юноша подошел к одной из девушек и обнял ее. Но та оттолкнула его. Разозлившись, сын орла убил девушку. Люди связали его и стали придумывать казнь.
Одни из старейшин предложил отпустить сына орла. Он сказал, что самым страшным наказанием для юноши будет одиночество, на которое он сам себя обрекает. Сына орла прозвали Ларри — отверженный и отпустили. Много десятилетий он жил один: воровал у племени женщин и скот. В него стреляли, но не могли убить. Он был закрыт от смерти “покрывалом высшей кары”.
Однажды Ларри пришел к людям. Он не стал защищать от их ударов. Ларри думал, что люди захотят убить его за зло, которое он им причинил. Но не желая облегчить его страдания, смеясь, люди отошли от него в сторону. Тогда он попытался сам убить себя ножом. Но нож сломался о грудь гордого сына орла. Ларри попытал разбить о землю, но не смог. Земля отстранялась от его ударов. С тех пор Ларри ходит по степи в виде черной тени, обреченный на вечные страдания за гордость.
Главные герои
Ларри — сын женщины и орла. В образе героя воплощены такие черты, как гордость и самолюбие, эгоизм и жестокость.
Композиция
Композиционное строение “Легенда о Ларре” включает в себя экспозицию — знакомство читателей с могучим племенем скотоводов и охотников, завязку — похищение орлом девушки из племени, кульминацией становится рассказ о поступках Ларри — убийство им дочери старейшины, развязка легенды — повествование о наказании сына орла. “Легенда о Ларре” написана в прямой хронологической последовательности.
Вариант 2
Начинает рассказ Старуха Изергиль история о Ларре – молодом и сильном сыне орла, который не захотел мириться с людскими законами и стал изгоем. В образе Ларры Горький описывает воплощенную гордость и надменность, этот человек (Ларра) мнит себя выше всех остальных людей, и в этом его основная трагедия как говорит Горький устами одного из старейшин в этом рассказе.
Понятное дело, Горький довольно назидательно учит своих читателей отказаться от гордости и поискать смирения в собственной душе, но он не дает нужных ответов почему именно следует так поступать. Ведь Ларра является сыном орла, он изначально отличается от людей, он изначально более ловок, силен и может завладеть всем, чем захочет. Поэтому он претендует на признание девушки, а потом претендует на другие блага, которыми обладает племя и забирает нужное.
Между старейшиной и Ларрой происходит диалог, в котором тот спрашивает его про привлечение к себе девушки и Ларра спрашивает о том, разве не владеют люди большим, чем имеют изначально и разве не нормально хотеть чего-то большего, чем собственное тело и собственная речь, которые даются каждому в распоряжение. Старейшина довольно мудро отвечает о плате, которую выполняет каждый человек, за любое полученное им благо, он платит силой или умом, иногда самим собой. При этом горький упускает вполне очевидное развитие этой мысли.
Ведь Ларра может заплатить всем этим и, более того, может заплатить лучше многих, он горд по праву. Разве в племени не становятся правителями самые лучшие, а иногда просто самые сильные, те, кто решил присвоить себе власть? Таков человеческий порядок, так почему бы людям было не сделать Ларру своим правителем, если они ориентируются на разумную оплату за различные блага.
Ведь Ларра мог лучше других оплатить собственную власть, да и возможно правителем был бы весьма достойным, так как кому если не правителю мнить себя лучше остальных, возвышаться над ними и хранить в душе гордость? Тем не менее, люди отвергают его, обрекая на вечное существование в одиночестве и забытье. Такой итог оказывается для гордого сына орла трагическим и он ищет гибели, но обречен на вечные скитания.
Конечно, Горький создавал антитезу Данко, который завершает рассказ и делал нравоучительную историю. Тем не менее, на мой взгляд некоторые элементы этой истории не совсем доработаны и противоречивы. Действительно хочется получить какой-то урок из истории гордого Ларры, хотя в итоге появляются только сомнения.
Практический опыт говорит о выгоде подражания подобному герою, для кого-то Ларра может даже стать своеобразным идеалом, так как в отличие от Данко он ни в чем себе не отказывает и действительно возвышается над людьми во многих отношениях. Разве не чувства превосходства над другими ищет большинство людей? Разве не гордость управляет их поступками?
Хотя, конечно, если рассмотреть суть подобных людей подробнее, то они действительно являются сами для себя карой. Они носят в себе собственные пороки, с которыми никогда не смогут расстаться.

Оцените статью
Smart-pixel.ru