В начале романа Александру 28 лет. Он еще молод, но уже давно не юн и незрел. Внешность государя описывается приятной наружностью, пышущей молодостью и императорским величием. По характеру он – благородный рыцарь. Примечательно, что цвет глаз два раза указан голубой, и один раз серый. Несколько раз в романе упоминается, что Александр носил напомаженные виски, загнутые вверх – в описании самого императора и в описаниях других персонажей, когда их сравнивали с Александром. Таков внешний образ Александра I.
Александр I – объект обожания Николая Ростова, предмет для подражания. Николай всем сердцем желает приблизиться к государю, но в тот единственный момент, когда у него была такая возможность, он усомнился в том, что достоин этого. Николай остался наблюдать издалека и сожалеть об упущенной возможности.
Внутренний мир Александра в романе не раскрыт, поскольку он не является основным действующим лицом. Приходится анализировать его со стороны, опираясь на изложенные факты. В начале романа Александр находится со своей армией, проводит смотр войск. Толстой показал некоторую подготовку к предстоящей войне. Однако известие о наступлении французов застало российского императора во время бала – светского увеселительного мероприятия. Это действительно исторический факт, и Толстой не стал скрывать его, маскировать продолжительными и основательными военными совещаниями, оправдывать какими-либо способами.
Когда война закончилась, Александр I возвысился на пик свое славы. На российском престоле это был первый правитель с либеральными идеями, но ни одну из них он не воплотил в жизнь. Никаких препятствий Толстой не упоминает. После победы над Наполеоном Александр по собственной воле отошел от государственных дел, поручив управление страной другим людям. Толстой пишет, что Александр желает найти покой в жизни. Быть может, описанные переживания Пьера Безухова в какой-то мере настигли и императора – нам об этом не сказано. Как мы знаем, при Александре I в 1825 году случилось восстание декабристов, т.е. недовольство правителем возросло и вылилось в активное действие.
В итоге видим следующую картину: в начале романа Александр I всеми любим. Николай Ростов восхищается им. Александр стоит на пороге величайшего достижения в истории своего правления – победы над Наполеоном. В конце романа картина противоположная. Пьер Безухов осуждает отчуждение государя от дел и увлечение «мистицизмом», высказывает свое недовольство сложившейся обстановкой в стране и заявляет о своей готовности принять активное участие в перевороте. Разговор этот происходит в тесном семейном кругу, однако перед ним Пьер совершил поездку в Петербург. А Николай озвучил свое намерение оставаться верным своей присяге, даже если это потребует идти с оружием на близкого друга. Наряду с действиями государя значительные последствия имеет и его бездействие.
Сочинение Образ Александра I
Неоднозначный русский царь стал одним из второстепенных персонажей романа Льва Толстого.
О личности императора Александра I Толстой отзывался в целом положительно. Внешне он производит весьма благоприятное впечатление. У царя ласковый и приятный голос. Он умел нравиться людям и производить на них впечатление. Это мягкий и добрый человек, от которого исходит любовь к окружающим. Он сентиментален (что в девятнадцатом веке было распространено больше), плачет над телами убитых и раненных. Последнее обстоятельство, подчеркнутое пацифистом Толстым, говорит об искренней симпатии к Александру I.
Император описан как обладающий красивой внешностью. Толстой использовал подобные описания, чтобы создать положительный или отрицательный образ героя.
Светские люди очарованы царем. Симпатичный Толстому герой произведения Николай Ростов, как и многие другие, обожал Александра. По мнению автора, люди, непосредственно соприкасающиеся с ним по долгу службы, например, адьютанты или генералы преданы ему не как царю, а как человеку, внушившему им личную симпатию.
Вместе с тем, Александр I показан писателем как человек обладающий величием, необходимым для властителя огромной империи. Оно органично сочетается с добротой и нежностью. Писатель считает его превосходящим других европейских правителей именно нравственно. Ему присущи рыцарские качества.
Толстому симпатичны либеральные идеи Александра I, в этом отношении он также превосходит других монархов. Однако эти идеи не реализуются. Писатель объясняет это тем, что после победы над Наполеоном, он осознал ничтожность и не реальный характер власти. Ее сам Толстой считал самообманом, сравнивая в одном из мест романа правителя с ребенком, играющим в кучера, лишь воображающего, что он управляет лошадью. Видимо поэтому в произведении нет осуждения царя, не отменившего крепостное право и мало сделавшего для улучшения жизни в стране.
Либеральный император после Отечественной войны погрузился в мистику, передав управление страной в руки ничтожных людей. Аракчеева и других таких же, но ниже рангом, презирают не только подданные, страдающие от их действий. Царь, по мнению Толстого, сам понимал их ничтожность.