К.С. Петров-Водкин – уникальный русский художник, который смотрел на мир по-своему, совсем не так как все. Это особенно заметно на его картинах. Художник обычно выбирал самые необычные и замысловатые перспективы, интересные композиции и формы предметов. Можно с уверенностью сказать, что каждая картина, написанная Петровым-Водкиным отличается особой экспрессией. На картинах художника мы не видим много различных деталей, он фокусируется на самом главном.
Передо мной картина Петрова-Водкина «Селедка». Стоит отметить, что художник часто изображал еду на своих натюрмортах. Смотря на картину, сначала может показаться, что еда довольно простая и примитивная, но она выглядит очень торжественно.
На картине мы видим стол, который накрыт не скатертью, а розовой бумагой. Интересно, что можно разглядеть картину, спрятанную за бумагой. Наверное это одна из картин Петрова-Водкина, внизу картины даже можно разглядеть его подпись, также на картине мы видим изображение лица. Возможно, что перед зрителями даже не стол, а 2 сдвинутые табуретки, на которых лежит картина. А чтобы картину не испортили, на нее положили розовую бумагу.
Меня поражает перспектива, которую выбрал художник. Она довольно несуразна. Мне кажется, будто стол наклонен в сторону зрителя, что он сейчас опрокинется. Создается ощущение, что все предметы сейчас упадут на пол. На столе мы видим 2 картофелины, краюшку черствого черного хлеба и одну селедку. Казалось бы простые предметы, но как они представлены зрителю? Все на этой картине взаимосвязано. Все предметы словно находятся в движении и взаимодействуют друг с другом. На этом полотне ничего нельзя убавить или прибавить. Художник будто с математической точностью все рассчитал. Картофелины овальной формы, кусок хлеба почти куб, он сама угловатость, а селедка – вытянутость, она будто тянется от одного конца импровизированного стола до другого. Предметы на столе желто-коричневого цвета.
Стоит отметить, что Петров-Водкин стремился не использовать много цветов и оттенков на своих полотнах, он считал, что нужно сводить использование различных цветов к самому минимуму. По мнению художника, богатая палитра красок просто уводит от глубокого смысла.
Художник для контраста положил селедку на бумагу или салфетку насыщенного синего цвета. Важно отметить, что на картине изображен дневной паек простого рабочего. Полотно создавалось в 1918 году – это год гражданской войны, время голодное. В то время не каждый мог позволить себе такую простую еду, как селедка. Так что для кого-то эта еда была настоящим лакомством.
Художник нарисовал совсем не так много предметом на картине, но при этом он мастерски сумел передать дух и особенности того времени. Мастеру удалось изобразить на своем полотне не просто монументальный натюрморт, торжественный, величественный и грандиозный, а через простые предметы художник показал кусочек мироздания, он показал взаимосвязь между всеми вещами.