Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.
Царские власти пытались искоренить род Салавата, стереть их имена из памяти людей. Но народ, несмотря на угрозы, не забыл своего предка, героя и вождя. Салават вернулся к своему народу в легендах, песнях и преданиях. Имя его увековечено в памятниках, названиях города, районов и улиц.
На крутом утесе, на самом высоком месте города Уфы, столицы суверенного Башкортостана, установлен величественный памятник Салавату. Его имя носит красивый, современный город, один из крупных промышленных центров Башкортостана. Именем Салавата назван его родной район. В республике учреждена государственная премия имени Салавата Юлаева.
Своим легендарным предком гордится не только башкирский народ. Все жители Башкортостана, представители всех народов многонационального края с гордостью произносят: « Мы – потомки Салавата». Потому что в огненные годы Крестьянской войны он возглавил освободительную борьбу всех народов Башкортостана.
Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на его произведения пишется музыка и исполняются песни. Я и сегодня восхищаюсь его сочинениями такими как «Соловей», «Сеча», «Тоска по Родине» и другие.
Многие писатели восхищаясь его талантом вождя и поэта, создают о нем произведения. Например, А. Кожевников издал роман «Золотая голытьба», где говорится о легендарном батыре Салавате, о его сыне, как бы принявшем вместе с кинжалом эстафету отца, борющемся за свободу и справедливость. Д. Лебедев написал роман «Домик на Сакмаре», где главный герой романа башкир Арслан рассказывает любимой девушке о Салавате.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Салават Юлаев был легендарным человеком, очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа.