Одним из самых тонких умений человека для меня является искусство интервью. Для неискушённого взгляда всё предельно просто: один человек задаёт вопросы, другой на них отвечает. Что в том интересного? На самом деле, сделать интервью, пусть даже с самым обыкновенным человеком, требует от интервьюера обладания некоторыми профессиональными умениями.
Сама основа дальнейшего мастерства брать интервью — научиться слушать. Слушать любую тему, какую скажет вам собеседник, хоть бы она была самая банальная из всех. Интервьюер не должен сливаться с окружающей его мебелью, а постоянно находиться в позиции хорошего собеседника, проявлять живость в глазах, неважно, идёт ли речь о полёте в космос или нюансах нарезки хлеба.
Разбираться в собеседнике прежде, чем задавать ему вопросы. Желая взять интервью, как правило, нужно изучить своего собеседника настолько, насколько это вообще возможно: от данных в интернете, до расспросов близких знакомых. Естественно, не забывая о чувстве такта. Информацию нужно собирать ненавязчиво, вежливо. Разобрав его личность, нужно затронуть его сферу деятельности. Для аудитории будут интересны малые необычные факты, чем общеизвестные вещи.
Провести несколько предварительных встреч с тем, у кого нужно взять интервью. Пусть о интервью будут короткими, пусть вы не добьетесь больших откровений. Важным будет «нащупать» собеседника, его характер, особенности. Если есть трудность понять человека, хорошим выходом будет находиться среди людей, вникать в их характер и привычки, вместе с изучением специальной литературы по психологии. Но, если вы поняли своего собеседника, углядели в нем то, что может привлечь его и аудиторию, то смело переходите к плану.
Даже у самых профессиональных журналистов есть в распоряжение некоторый план проведения интервью. План, по моему мнению, не определяет строгий порядок проведения интервью. Он лишь задаёт границы темы, исходя из опрашиваемой личности. Во время интервью на интервьюера ложится задача быть одновременно последовательным своему плану, вместе с тем, для того чтобы быть увлекательным для собеседника и аудитории. Порой, собеседник сам открыт и интервьюеру почти не приходится задавать ему вопросы. Всё идёт без пауз.
Во время интервью важна обстановка и внешний вид интервьюера. Нужно внимательно выбирать подходящее место. Центральным лицом должны быть, чаще, два человека, чем какой-то элемент декора. Интервьюеру, с разрешения собеседника, можно взять с собой записывающее устройство или даже камеру. Нужно смотреть прямо в глаза своему собеседнику, не отвлекаясь на посторонние вещи или его одежду.
Таким образом, искусство интервью действительно является интереснейшим искусством, способным пригодиться в жизни в любых сферах.