Когда и как возникают внутренние разлады с собой? Я думаю, что тогда, когда человек стоит перед выбором, мучается сомнениями, мечется и не находит для себя единого правильного решения. Когда расстраивается музыкальный инструмент, мастер его может настроить и этим починить. Но если дисбаланс возникает в душе человека? Что тогда? Наверное, хоть раз в жизни с каждым случался разлад с собой, но не каждый находил выход из этой проблемной ситуации.
Испокон веков люди пытались достичь гармонии. Свидетельством этому являются исторические факты, изобразительное искусство и литературные произведения великих писателей.
Так, в поэме Сергея Есенина «Черный человек», ярко отображено настроение ужаса перед настоящим, отчаяние. Лирический герой мучается, он «очень и очень болен». Одновременно одержим кризисным состоянием духа, истоки которого неясны ему самому, и это усиливает бессознательную тревогу. В поэме ярко выражено чувство отторжения и неприятия самого себя.
Главный герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» живёт не в ладу с самим собой. Он погружен в напряженные, внутренние диалоги в отдельном от всех мире. Голодный, опустившийся, но полный презрения в душе, он задумал совершить такое, мысль о чем приводит его самого в состояние душевного разлада. Раскольников стоит перед чудовищным выбором: убить человека ради помощи слабым и обездоленным, или остаться самим собой, не переступить через собственную нравственность. В этом произведении мы наблюдаем мучительный выбор главного героя между бесчеловечностью и собственной совестью.
В литературе пример внутреннего разлада преподносит читателю и И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети». Читатель замечает целый ряд противоречий, свидетельствующих о каком-то дисбалансе не только в душе Евгения Базарова, но и во всей дворянской среде. Главный герой хотел жить не своей жизнью, причисляя себя к нигилистам. Он не хочет признаться самому себе, что эти воззрения неверные, а настоящее счастье там, где царят любовь, взаимопонимание, уважение. В литературе Базаров стал символом разлада и с собой, и со всем миром.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов затронул волнующую современников автора тему не только внутреннего, но и общественного дисбаланса, а именно: постепенного душевного «охлаждения» всех персонажей. В пьесе есть и переживаемый Чацким разлад мечты и действительности. Автор акцентирует внимание на несовместимости высокого романтического идеала гражданского служения своему народу и отечеству с низменной социальной действительностью. Чацкий пребывает в плену своих иллюзий и прозревает лишь к финалу.
Ярким примером разлада с собой является Катерина Кабанова в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Когда в ее жизни появился мужчина, который смог вызвать истинную любовь, она начала метаться между чувством долга и любовью. Страх разоблачения в грехопадении привела героиню к внутренним терзаниям, а затем и к гибели.
Эти примеры из литературы ярко показывают, чем опасен внутренний душевный разлад с собой. Он является источником уязвимости человека, разрушителем психической и энергетической структуры личности. Считаю, что внутренние разлады разрывают души людей, лишают их покоя, радости в жизни. И не редко приводят к смерти.
Когда я был немного младше, все мне было легко и понятно. У всего было свое место. А сейчас я и своего не могу понять. Все мы когда-то начинаем искать себя, и очень важно в этих поисках не рассориться с собой, не потеряться.
Моя главная проблема сейчас, если честно, — рассеяность. Я часто отвлекаюсь, прыгаю от одной мысли к другой, словно переключая каналы телевизора. При этом забывая изначальную мысль. Если я ловлю себя на этом, то говорю себе, что, глядя на фонарь, нужно думать про фонарь. Мысленно сосчитав до десяти, если получится не прерывать счет новыми мыслями, я возвращаюсь к работе. Если нет, снова считаю.
В рассеяности кроется больше, чем, кажется. Теряясь в мыслях, я теряю время. А его утрата непростительная роскошь. Столько могло быть прочитано, столько можно узнать и даже чему-то научится. От этого я злюсь. Злюсь на себя самого и теряю по каплям самоуважение. Это похоже на замкнутый круг, ведь начав злится, я еще больше теряю времени и сил попусту.
А еще было бы здорово избавится от привычки корить себя за мелкие промахи. Из них безусловно нужно выносить уроки, но так же, нужно помнить, что один проступок не ставит клеймо человеку на лоб до окончания века, не дает полное заключение о характере.
Есть и другие «разлады» с собой, о которых я часто думаю. А ведь это опасно. Эти «ссоры с самим собой» чреваты большими последствиями: пустой тратой времени, стыдом, загоняющим в угол, невозможностью чувствовать счастье, когда этому нет реальной помехи. А так и жизнь может пройти, в озлобленности и вечном недовольстве, в страхе жить и что-то потерять.
Если бы эмоции можно было отождествить с предметами одежды, то я ни за что не хотел бы носить внутренние обиды, жалость к себе, зависть и тому подобное плохое. Я бы хотел надеть что-то уютное и доброе, веселое, щедрое и мудрое. Тогда, получается, я носил бы счастье. Очень хочется когда-то увидеть себя такого в зеркале. А если повезет, то можно с кем-то поделиться и тогда это приобретёт еще больший смысл и приумножит радость.
Я с собой борюсь. Пробую искать первопричины, стараюсь найти пути сосредоточения и быть здесь и сейчас. Думаю, на это уходят годы, но я рад, что хотя бы осознаю, на чем оступаюсь и где ошибки. Ведь если я это пишу, если могу выразить словом, то это уже маленький шаг вперед. Поэтому себе и всем, кто способен испытывать эмоции, я желаю мира с собой и окружающими.
С примерами из литературы. 11 класс. Итоговое