Конфликт поколений – извечная проблема человечества. Родители упрекают детей в непослушании, а в ответ слышат упреки о непонимании. Основной проблемой является мировоззрение людей, другое воспитание, другое время.
Родители смотрят на ребенка и видят в нем наивного малыша, неспособного, на их взгляд, отличить хорошее от дурного. В желании уберечь любимое чадо от ошибок, нет ничего плохого. Но лишь на своих ошибках человек может научиться и получить жизненный опыт. В этом кроется смысл взросления.
Дети перечат родителям, делая наперекор, чем обижают родных. Считая наставления старших придирками, поступают по-своему. Часто подобные выпады приводят к плачевным последствиям. И в ответ ребенок слышит материнское: «Я же говорила». Понимание ценности родительских советов приходит с возрастом, когда появляется опыт и умение анализировать свои поступки.
Проблема отцов и детей описывается во множестве книг. Основная тема произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети» — конфликт поколений. Главный герой, Базаров, считает, что необходимо менять привычный уклад жизни. Евгений придерживается нигилистических взглядов, надеется, что в обществе будет равноправие и пережитки старины уйдут в тень. Тургенев противопоставляет Базарову Кирсанова Павла Петровича, человека старых взглядов. Мужчины ведут ожесточенные споры, Евгений доказывает, что старина себя изжила и нужно смотреть в будущее. Оппонент юноши понимает, что является представителем старины, его взгляды консервативны, но уступить – значит проиграть.
Еще один пример отражения противостояния поколей произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий амбициозный молодой человек, отвергающий старые устои. Александр высмеивает и критикует уклад дома Фамусова, выступает против крепостного рабства. Непосредственную роль составляет разница в возрасте героев и полученное образование. Фамусов приверженец консервативных устоев, всем сердцем предан аристократическим взглядам на жизнь и не приемлет перемен. Высказывания Чацкого смешат старика, который считает юношу неопытным юнцом, неспособным здраво мыслить. Александр же, в свою очередь, успел пожить за границей, и вдохновился нововведениями и образом мысли иностранцев. Нежелание слушать другого, непонимание являются причиной данного конфликта. Фамусов зациклен на устоявшемся привычном укладе жизни, и не хочет менять положение дел.
Конфликт будет актуален до тех пор, пока поколения не научатся слушать и уважать мнение друг друга.
Как считается, поколения не понимают друг друга, всегда есть какой-то конфликт. На мой взгляд, подобный конфликт во многом представляет собой иллюзорную конструкцию, которая охватывает только часть людей, именно ту часть, которая подпадает под власть иллюзии. В действительности есть люди, которые вообще не представляют себе ничего о конфликте поколений и видят просто других людей, не особенно зацикливаясь на какой-то формальной преемственности между людьми разных эпох.
Для примера интересно рассмотреть поколения в классификации современных социологов. Конечно, довольно странно видеть подобную классификацию именно сейчас, и возникает логичный вопрос, почему они так подробно не описывались ранее? Исторические условия меняются, но может ли быть причиной просто увеличенное количество социологов и других подобных исследователей, которым просто нужно о чем-то писать и нужно о чем-то говорить.
Так или иначе, есть условная классификация на поколение X,Y,Z. Например, современные люди 20-30 лет относятся к поколению Z и также называются миллениалами. Особенностями таких людей является клиповое мышление, стремление развивать творческий потенциал, отсутствие почтения к авторитетам.
Для предыдущих поколений были свои особенности и во многом они обуславливались теми условиями, в которых эти поколения существуют. Например, раньше люди были более склонны работать и добиваться именно своим трудом каких-то итогов. Современные миллениалы не считают нужным именно труд, они просто хотят быть миллионерами в 20 лет за собственную оригинальность и уникальность.
Как не трудно понять, в некоторой степени между такими людьми будут возникать конфликты. Например, представители прежних поколений будут говорить о потребности честного труда и упорства, а более современные люди будут уповать на эпоху роботов, когда вообще работать не придется и выбирать более легкий путь для создания собственной карьеры. Тут может быть много противоречий и настоящих конфликтов, в том числе и таких которые выражаются в повседневности, ведь люди регулярно взаимодействуют между собой.
Тем не менее, подобная конфликтность, на мой взгляд, возможна только для людей, у которых отсутствует понимание, либо располагается на довольно низком уровне. Человек развитый и образованный видит не только обозримое около себя, он способен посмотреть в прежние эпохи, попробовать посмотреть в грядущее. Благодаря этому он охватывает собственной мыслью огромную перспективу смены поколений и понимает как обстоит ситуация на более глобальном уровне.
Разумный человек, когда смотрит на другого, видит не просто представителя какого-то класса, поколения или иной социальной группы, он видит человека, который нередко обуславливается различными внешними факторами и поэтому ведет себя и думает соответствующим образом. Тем не менее, разница во взглядах и даже устоявшихся свойствах характера – не повод для конфликта, глупость – повод для конфликта.
Итоговое декабрьское. 11 класс.