В художественной литературе можно найти огромной количество произведений, в которых проявляется материнская любовь. Бывают различные проявления любви: от бесконечной “слепой” до любви, которая не высказывает какие-либо чувства и взаимоотношения, они холодные и сдержанные, которые приносят только боль и страдание. Зачастую в произведениях образ матери только существует, как правило, занимает не основное положение, а иногда и вовсе отсутствует, но несмотря на это, у писателей этот образ наделен одними общими чертами. Любая мать хочет, чтобы ее ребенок был счастлив, но каждая делает это по-своему. Разные проявления любви объединяют общие черты. Давайте кратко разберем это.
Один из ярких примеров “слепой” любви — это произведение Д. И. Фонвизин “Недоросль”. Госпожа Простакова свою любовь к сыну сравнивает с любовью собаки к щенятам. Для этой Госпожи ее ребенок — это “свет в окошке”, она не видит его недостатков, и такая “любовь” приводит к предательству сына. Она не понимает, что наносит ему много вреда этой опекой, она воспитала лодыря, который платит ей дерзостью и хамством. Простакова никогда не утруждала свое чадо. Мы можем сделать вывод из этого произведения, что чрезмерная опека-вредит!
Существует еще одно произведение на тему материнской любви — это К. Г. Паустовский “Телеграмма”. В этом творчестве мы наблюдаем всепрощающую любовь мамы. Героиня забывает о своей матушке, не приезжает к ней погостить, и оправдывается тем, что она работает в городе, делает карьеру. В скором времени ее мама умирает, и только после этой утраты она осознает свою ошибку, но, к сожалению, все слишком поздно.
Давайте разберем еще одно произведение. Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”. Она не может на них наглядеться, встречает их всегда очень тепло и нежно, ведь она их ждала и скучала. Хрупкая женщина обожает своих сыновей, готова за каждую каплю их крови отдать всю себя.
А. Н. Островский “Гроза”. Мораль этой пьесы такова: порой с первых дней неправильного воспитания можно уничтожить судьбу человека. Главный герой — это человек, который легко поддается чужому влиянию, не имеет своего мнения. Кабаниха держит в страхе всю семью, особенно своего сына. Она возглавляет всем, включая своих детей. В результате мы наблюдаем такую картину: сын боится ослушаться матери, не может постоять за себя и свою жену, в конце концов, теряет супругу и винит во всем мать.
У каждого человека есть мама. Безусловно, каждая мать любит своего ребенка и желает ему добра. Но проявления материнской любви бывают совершенно разными. Немало примеров этого можно найти в литературе:
— Мать живет ради своих детей
В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба“ жена главного казака Тараса души не чаяла в своих сыновьях Остапе и Андрее, проявляла к ним доброту и нежность.
Виделись они редко, поэтому мать ценила каждую минуту, проведенную рядом с ними.
Несмотря на постоянные угрозы и побои со стороны мужа, она осталась сочувствующей и милосердной женщиной.
Когда Остапа и Андрея отправляли на войну, мать не побоялась заступиться за них перед отцом, словно тигрица, бросившись на их защиту.
— Мать имеет неразрывную связь со своими детьми и острее переживает их неудачи
Пульхерия Александровна, мама главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова, отдает последнее, чтобы ее сын смог получить жилье и достойное образование в Петербурге. Когда Родиону выносят приговор за убийство, она сходит с ума.
— Мать примет своего ребенка таким, каким он есть
В рассказе «Русский характер» А.Н. Толстого сын вернулся домой с ранением, под чужим именем, стыдясь своего уродства. Но мать приняла калеку потому что «это мой Егорушка, живой».
Недостаток материнской любви и заботы может привести к трагедии. В пьесе А.П. Чехова «Чайка» мать Ирина Аркадина, актриса, предпочла карьеру воспитанию ребенка. Ее сын, Константин, сильно переживал из-за того, что он безразличен матери. Не в силах найти любовь извне, после многочисленных душевных страданий, молодой человек застрелился.
Не всегда дети могут оценить материнскую любовь по достоинству. Слепая материнская любовь сделала Митрофанушку, главного героя произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль», ленивым и неблагодарным. Когда мать потеряла влияние, он отрекся от нее.
В «Телеграмме» К.Г.Паустовского старушка-мать Катерина Петровна тщетно пытается достучаться до вечно занятой работой дочери Насти. Дочь получает известие о том, что мать находится на смертном одре, но даже не соизволит приехать попрощаться.
Настя приезжает домой лишь на второй день после похорон. Она видит свежий холм над могилой, ее терзает чувство вины, но уже ничего исправить нельзя.
Любовь- чувство, которое в равной степени должны разделать дети со своими родителями. Тот, кто имеет любящих родителей, по-настоящему богат.