В каждом человеческом обществе, в каждую историческую эпоху есть свои правила и законы. И иначе никак нельзя. Законы и правила дисциплинируют людей, не допускают хаоса и беспредела. Но так же, как во все времена были и есть законы, так же есть и те, кто эти законы нарушает (преступает). И соответственно есть те, кто наказывает нарушителей, дабы защитить верховенство закона.
Законы бывают разные. Одни законы записаны в специальных сводах и документах, другие же, так называемые не писанные, нигде не записаны, и соблюдение их является традицией. Преступающих первый вид законов наказывает государство, а преступающих второй вид законов — карает общество.
Принято считать, что преступление (нарушение того или иного закона) это всегда плохо. Это так при условии, что закон сам по себе хорош, справедлив и полезен. Если же закон несправедлив или устарел и больше не отвечает интересам общества или какой-то части общества, то преступать такой закон в принципе можно и нужно. Такое преступление есть суть прогресса. Каждое восстание, каждая революция это ведь не что иное как преступление. Законы безусловно нужны и важны, но они имеют свойство устаревать и терять свою актуальность. То, что сто лет назад несло обществу пользу, сегодня может наоборот этому обществу вредить и тормозить развитие. И в этом случае преступление такого закона есть полезно и прогрессивно.
Но вот вопрос, кто в праве решать, стоит ли преступать тот или иной закон или нет? Может ли один какой-то закон быть абсолютно справедливым или несправедливым в каждом случае?
Этими и подобными вопросами задается Родион Раскольников — герой романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Стремясь дать себе право решать, что справедливо, а что нет, он совершает преступление — убивает старую ростовщицу. С точки зрения Раскольникова, старуха эта существо во всех отношениях вредное, и убийство ее поэтому не может считаться преступлением. Но вот незадача — вместе с ростовщицей, Родиону пришлось убить и ее сестру — слабоумную, тихую женщину. И дело, задуманное как благое, приобретает черты преступления. Далее Раскольников прилагает все усилия, чтобы избежать наказания за совершенное им убийство. Но чем больше усилий он прилагает, тем неотступнее преследует его тень возмездия. Раскольников думает, что боится уголовного наказания (суда, каторги), в действительности же самым страшным для него становится его собственное наказание — муки совести, страх, отчаяние. А то, чего он сперва так боялся, в конце концов приносит ему долгожданное облегчение и освобождение.
За любое преступление рано или поздно приходит наказание. Иногда это тюрьма, казнь или денежный штраф, но куда страшнее черная дыра, которую оставляет каждое преступление в душе преступника. Чем глобальнее преступление, тем эта дыра больше. Раскольников восхищался Наполеоном, который не побоялся преступить закон и вознесся на вершину славы. Но одному Богу известно, какую цену заплатил Наполеон за свою дерзость. Ведь погубивший даже одну никчемную жизнь, губит в конце концов свою собственную… Даже если в конечном итоге это несет всему обществу прогресс…