Люди по своей природе социальные существа. Общение и взаимодействие с другими людьми почти также важны для нашего выживания, как и биологические потребности в пище и воде. То, как мы общаемся, стремительно развивается в последние годы. С развитием интернета и социальных сетей теперь существует множество каналов и способов взаимодействия с другими людьми. Однако смогут ли социальные сети заменить реальное общение?
Существует много принципиальных различий между онлайн-общением и реальным, которые приводят к тому, что онлайн-общение является менее эмоциональным и полноценным, чем реальное общение.
ВК, Instagram, Facebook и Twitter – это не всегда коммуникация как таковая. Отвлекающие факторы могут увести человека от разговора и привести к пассивному взаимодействию с платформой в форме прокрутки. Этот тип вовлеченности больше похож на просмотр телевизора, нежели на общение.
Разговорные темы в социальных сетях имеют поверхностный характер: в отличие от разговора тет-а-тет, который обычно протекает естественно, переходя от одной темы к другой, онлайн-разговоры являются более ограниченными. Слишком длинные сообщения – нудно, короткие ответы – бездушно. Более того, онлайн-разговоры, как правило, фокусируются на более узком объеме предметного материала или могут носить утилитарный характер, просто передавая основное сообщение.
Сообщения могут быть фрагментарными, а ответы запаздывающими: сколько раз вы видели сообщение и отвечали на него через несколько часов или, возможно, даже через несколько дней? Онлайн-разговоры не способствуют свободному, открытому общению, поскольку собеседник, по сути, может выйти в любой момент. Можно бесконечно переписывать и редактировать текст, в то время как при живом общении поговорка «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь» имеет смысл.
Невербальные сигналы отсутствуют в социальных сетях. Даже в видеоконференциях невербальные сигналы могут быть искажены или скрыты, что затруднит их интерпретацию. Не имея возможности оценить реакцию или эмоциональное состояние человека, скорее всего, возникнут недоразумения и недопонимания, которые могут привести к срывам и ссорам во взаимоотношениях.
В целом, общение тет-а-тет способствует более качественному взаимодействию, чем общение в интернете. Значит ли это, что виртуальная реальность не может предложить ничего с точки зрения социализации? Ни в коем случае. Онлайн-общение и социальные сети должны использоваться как дополнение к нашей жизни. Интернет, технологии и смартфоны принесли с собой много преимуществ. Они увеличили гибкость работы в некоторых областях, позволили людям оставаться на связи на разных континентах и просто облегчили жизнь. Однако, когда дело доходит до нашей человеческой потребности в общении с другими людьми, реальное общение социальные сети заменить не смогут. Для нас, как для человеческого вида, жизненно важно иметь возможность продолжать общаться с другими, не прячась за ширмой.
Ответ на вопрос, поставленный в оглавлении, достаточно однозначен: нет, не могут. Далее я разъясню свою позицию в нескольких предложениях.
Социальные сети, как и другие порождения современных технологий, сильно упростили жизнь обывателя. Используя их, у нас исключается необходимость личной встречи, даже голосового контакта. Они также доминируют над письмами, ведь это проще и куда менее затратно материально (бумага и чернила) и, как ни странно, интеллектуально (необходимость разборчиво писать и связно доносить мысли). Вдобавок, они обладают функциями, отсутствующими у писем и телефонных трубок, такими как смайлики, картинки и ссылки; также возможностью публиковать на собственной странице всё, что угодно (считаясь с цензурой, разумеется). И громада ворох деталей поменьше довершает этот, казалось бы, приговор реальному общению.
Но труд я этот пишу (что следует из первого абзаца) чтобы доказать противоположное — губительность такого типа общения для человеческих отношений.
Начнём издалека: личную встречу с людьми не сможет заменить встреча виртуальная по той простой причине, что мнение о человеке и его личности крайне трудно сформулировать, не видя перед собой его характерные повадки (голос, внешность, жесты). «Но всё это не относится к видеозвонкам,» — может сказать читатель, и будет прав лишь отчасти, ведь поведение человека кардинально меняется при встрече виртуальной и настоящей. А происходит это оттого, что социальные сети позволяют нам несколько «преображаться», желая оказать на других пользователей то или иное впечатление. Из-за этого не единичны случаи, когда общаемся мы с одним человеком, а по факту — с совершенно другим, причём длится это может сколь угодно.
Также здесь следует упомянуть язык письменный, которым общаются (или принято общаться) в интернет-пространстве. Тут ситуация весьма плачевна, так как обитатели виртуальных глубин не чураются откровенным уродованием правил родного языка. Делается это для сокращения печатаемой информации или же просто в порыве угнаться за всеобщей тенденцией к её информационному упразднению. Яркий пример этого — смайлики, с помощью которых в одно нажатие можно передать «любую» эмоцию, практически не используя иных знаков. Проблема их использующих заключается в непонимании того, что ни один из этих «наскальных рисунков» не в состоянии передать ту палитру эмоций и чувств, которой располагает любой язык, особенно русский.
Это был сжатый пересказ того, что я хотел бы донести до читателя. Надеюсь, что мои мысли были ему близки, или вынудили задуматься о данном вопросе и его подоплёке.