Нравственные ориентиры формируются сейчас стихийно, по-моему. Хорошо ещё, что последние лет двадцать у нас одно государство, а то до этого СССР развалился, наступила Перестройка… В её время, рассказывают, стало совсем не до нравственности.
Думаю, что всё-таки большое значение имеет церковь и просто христианская философия. Даже те, кто не ходит в церковь, всё равно знают заповеди, разные жития святых, как моральные образцы. Хоть каким-то образом, но люди имеют отношения к религии.
Ещё моральные ориентиры есть в сказках. Они закладываются в сознание маленького человека с самого детства! Там присутствуют хорошие и плохие, герои и злодеи… Человек начинает понимать, как лучше поступать. Говорят, что в сказках много психологических «схем». Можно найти их и современной жизни, в разных её ситуациях.
Уроки морали и нравственности есть в литературе. Вот мы изучаем Онегина, Чацкого и остальных. Пишем сочинения! Рассуждаем об их поступках… На примерах показывается, как хорошо поступать, а как – плохо. Но, конечно, тут все сложней, чем в сказках. И на уроках истории тоже можно увидеть эти самые ориентиры, ведь мы понимаем, к чему приводят те или иные поступки.
Все истории, сказки и прочее транслирует телевидение (радио и Интернет), то есть там мы тоже постоянно сталкиваемся с этими ориентирами.
Также само общество даёт нравственные ориентиры. Одно осуждается, а за другое хвалят. Хотя общество уже не такое значение имеет. Всем всё равно, что скажут остальные! Раньше хотя бы ещё внимание обращали на рабочий коллектив, а теперь все по домам работают.
В семье родители специально обучают детей, что хорошо и плохо, но не специально дают пример поведения… В школе обучают, в детском саду.
Но в нашем государстве нет никакой чёткой программы по нравственным ориентирам, нет цели. Например, в Союзе была идеология, которую повсюду транслировали. Вступали в партию, осуждали людей на собраниях. Четко показывали на плакатах, в фильмах и прочем, каким должен быть советский человек. Такого сейчас нет… Зато, больше разнообразия!
Сейчас развивается система отзывов и рейтингов. К примеру, в такси. Ты ставишь оценку водителю… А скоро и у них будет программа, где они будут оценивать пассажиров. В Китае уже подобное есть! Если ты нарушаешь определенные правила, портишь себе рейтинг, то после сталкиваешься с разными сложностями. Могут визу не дать, например!..
Нравственные ориентиры нужны в жизни всегда. Это характерно и для современного человека. Ориентиры нравственности позволяют людям отделить дурные и безнравственные поступки от хороших.
Как же могут формироваться нужные нравственные ориентиры? Во-первых, подобные качества могут появиться под влиянием примера из жизни достойных людей. Можно сказать, примеров для подражания. Такими будут для человека родители, близкие родственники, соседи друзья. В каждой семье, скорее всего, найдётся человек, которым можно гордиться. Это люди, достойные, преданные способные совершить героический поступок, пожертвовать здоровьем, силами, временем или даже жизнью ради кого-то. Если таких примеров в семье нет, то каждодневный труд, терпеливый, ответственный также является достойным образцом.
Кроме того, нравственные ориентиры современного человека могут быть сформированы из книг и фильмов. Герои данных произведений ярко и наглядно олицетворяют верных и преданных, любящих и заботливых, патриотичных и достойных, тех, кому можно подражать. Особое влияние на читателя и зрителя оказывают произведения, посвящённые военной теме. В качестве примера можно взять и фильмы прошлых лет и современные.
Одним из таких является «А зори здесь тихие». Данное произведение по книге Бориса Васильева экранизировали режиссёры многих стран. Однако, настоящим, пронзительным, берущим за душу является фильм, снятый в 1972 году Станиславом Ростоцким. Долг, честь, совесть, любовь к родине, желание просто жить по-человечески – всё это заглушила война. От высоких слов и торжественных обещаний не осталось ничего. Это были девушки, будущие матери и жёны, зенитчицы, почти не умевшие воевать. Наивные, чувственные, и очень хотевшие жить. Но враг силён и коварен. Он не щадит никого. Так автор проносит мысль о бесчеловечности войны, о страшных её последствиях. Кроме того, Васильев вложил ещё одну идею в свою драму – мужчина должен защитить, сберечь женщину, своих детей, будущее своей родины. Не зря, уже в двадцать первом веке возникло стихийное народное движение, стремящееся сохранить память о войне, дедах и прадедах, отдавших самое дорогое, что у них было – свою жизнь. Речь идёт о движении «Бессмертный полк», которое словно повторяет слова поэта: «Это нужно не павшим, это нужно живым». Подобное шествие сплачивает всех людей. В одном строю, не спеша, без знамён, оружия и других знаков различия идёт – течёт река людей: молодых, среднего возраста, пожилых, стариков и детей. Потому что и сейчас, несмотря на прошедшие десятилетия, такие страшные события снова разделяют государства и калечат жизни, судьбы людей. Поэтому в наше неспокойное время, как никогда важно быть достойным гражданином своей страны.