Мир меняется, чем дальше, тем быстрее. Однако издавна люди чувствовали необходимость поддержания связи между разными поколениями. В наше время, в связи с тем, что человеку становится проще жить автономно, все острее встает необходимость сохранения преемственности.
Говоря о преемственность поколений, можно, прежде всего, иметь в виду передачу накопленных знаний. Без трансляции опыта от старших к младшим в принципе невозможно нормальное функционирование общества. Дело не только в передаче информации, как таковой. В конце концом, в наше время наличие специальной литературы и интернета делает процесс образования и самообразования гораздо проще, чем тысячу лет назад.
Однако важен и контекст, сама культура понимания и осмысления накопленных знаний. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, нельзя предать, как обычные технические знания. Отказ от трансляции накопленного людьми, жившими раньше. Приведет к тому, что каждое новое поколение вынуждено будет учиться всему заново.
Передача опыта немыслима без общения. Однако, к сожалению, в самом этом процессе заложена главная проблема. Люди одного поколения испытывают влияние определенных факторов. В дальнейшем ситуация меняется и следующее поколение получает новый опыт. Люди склонны, разумеется, больше доверять тому, что постигли на своем опыте, поэтому каждое следующее поколение начинает отрицать ценности предыдущего. Без подобного процесса жизнь превратиться в стоячее болото и любой прогресс станет невозможен. Главное – это найти «золотую средину» Младшие должны учиться у старших. Однако передаче опыта нельзя отбрасывать здоровый критицизм. Чужой опыт использовать необходимо, но в разумной мере.
Конечно, старшие поколения, обладая большим опытом и более значительным запасом знаний, будут всегда чувствовать себя более правыми. Для того чтобы они могли передать своей опытом старшие поколения должны сами заботиться о форме его трансляции. В их же интересах передавать то, что они считают нужным, в максимально корректной форме. Тем более что современный мир (особенно это касается богатых и развитых стран) дает все больше возможности отдельному человеку дистанцироваться от общества, выжить одному.
Исходя из этого общество, желающее сохраниться, не распасться, превратившись в сборище эгоистичных индивидов, должно уделять больше внимания поддержанию связи между поколениями, сохранению культуры и традиций. Сделать это гораздо проще в случае, если и старшие и младшие поколения сделают шаги по направлению друг к другу, понимая насколько важен данный процесс.
«Я не хочу быть таким, как вы!» Вероятно, это то, о чем часто говорит подросток родителям или, по крайней мере, думает. Даже если это не говорится в ярости или желании причинить вред, по крайней мере часть этого обета предназначена для каждого молодого человека. Немногие из них хотят быть такими же, как и их родители — большинство хотят быть лучше, делать больше, больше отдавать своим детям, чем они сами получили. И так поколение за поколением. Это стремление естественное, но способ, которым выражается некоторое развитие.
Тем не менее если есть сопротивление, оппозиция, нет счастливых людей. Дети, которые изо всех сил пытаются отличить себя от своих родителей, со временем осознают, насколько они начинают напоминать их. В своей семье они повторяют матрицы поведения, даже обычные фразы.
Чем сильнее буйство было в юношеские годы, тем более горько это видеть. И не желая вращать дальше колесо поколений болезненным образом, выросшие дети начинают вести себя по-другому в трудных и сложных отношениях с родителями и взрослой жизнью. От нетерпимости, критики, до полностью негативного отношения, когда родители стареют и зависят от заботы своего ребенка. Они относятся к ним снисходительно, как к маленьким беспомощным детям, а не к пожилым людям. В свою очередь, есть родители, которые никоим образом не облегчают существования своих детей, не стараются чтобы поддерживать дух единства и любви между поколениями. «Старшее поколение» не обязательно означает «мудрый» или «переросший» порывы детства и недостатки молодости. С пожилыми родителями может быть труднее общаться, чем общаться с 3-летним ребенком.
Как видно из написанного, преемственность поколений на самом деле может представлять собой довольно трудный процесс, он не всегда такой радостный и веселый как может казаться. Однако человеческое существование само по себе представляет в каком-то смысле ряд трудностей. Есть ли способ, чтобы колесо поколений вращалось гармонично и все, чтобы были счастливыми большую часть времени?
Положительный смысл преемственности поколений заключается в соблюдении ряда вполне элементарных норм. К примеру, если для детей было нормально жить с родителями и тремя поколениями, то сейчас для молодой семьи хорошо жить в одиночестве. Но когда родители стареют и имеют проблемы со здоровьем, тем более, что они могут быть в другом городе, тогда возникает жесткая проблема — как мы позаботимся о них? Кому отдать свою энергию — родителям, которые нас воспитали, или вашим детям, которые также должны получить это от нас.
Благодарность за хорошее. Это принятие и прощение, понимание родительских мотивов, естественно, происходит, когда мы становимся родителями. Как дети смотрят на нас, вопросы, которые они задают нам, как часто мы сердимся или пугаемся, разве мы не видим себя детьми? Ошибки, которые мы совершаем, отсутствие времени для них, наши вспышки гнева, потому что жизнь жесткая, мы просто люди, и на нас это влияет. Да, многие из наших нынешних «я» являются результатом свободного выбора, который мы делаем, но есть основа, которой мы обязаны родителям. Следует осознать этот факт.
ЕГЭ. 11 класс. Итоговое декабрьское