Преемственность поколений – один из важных элементов, связывающих общество воедино, позволяющих людям эффективно взаимодействовать друг с другом.
Пушкин указывал на неуважение к прошлым поколениям, прежде всего как проявление отсутствия или слабости нравственных принципов. Это справедливо. Действительно, при всем уважении к свободе мнений, нельзя предоставить каждому человеку право сочинять свой моральный кодекс. Люди, в принципе, склонны оправдывать свое поведение, приносящее вред другим, некими высшими интересами. Для того чтобы не дать каждому возможность оправдания любых аморальных поступков, необходимы общие для всех критерии. Логичнее всего искать их в прошлом, в том, что выдержало испытание временем.
Предки также связаны с нами узами родства, в той же степени, как и наши современники. Разрыв с ними, прежде всего, демонстрирует эгоизм, который ведет к отрицанию моральных норм. Именно связь между поколениями лежит в основе единства народа. С отказа от долга пред предками берет начало отрицание патриотизма. В свою очередь, неспособность к самопожертвованию во имя высших интересов, во имя других людей, значительно обедняет человека в духовном смысле, замыкает его в своей скорлупе. Человек, думающий только о себе и принимающий во внимание только свои интересы, не будет чувствовать потребности оказать помощь даже самым близким людям.
Кроме того, проявлять неуважение к предкам очень легко. Они мертвы и не могут ответить. Пренебрежение ими, таким образом, показывает, на каком фундаменте построена нравственность человека. Действительно, если кто-либо не преступает запретов и исполняет указания, навязанные властью или более сильными людьми, то можно с уверенностью утверждать, что его мотивация построена, прежде всего, на страхе.
Пренебрежение традициями и исторической памятью народа, переданной нам от предков, говорит о тайном желании пересмотреть основные моральные нормы. Давно замечено, что новые системы нравственности, которые выстаивают философы или основатели сект, чаще всего созданы для того, чтобы «облегчить жизнь» человеку, принявшему их. Опора на опыт предшествующих поколений мешает совершить подобную переоценку ценностей, дать себе моральное право поступать с окружающими, как заблагорассудится.
Можно заключить, что поступать нравственно очень трудно, если, вообще, возможно без фундамента, которым является опыт наших предков, а не собственные измышления, которыми можно оправдать все, что угодно.
Поэзию я считаю одной из самых высоких форм мысли. То есть тут «уплотнение» текста, который удивительно гармонично, ритмично, легко звучит. Также он имеет множество смыслов, образов, идей. Обычно в любом гениальном стихотворении, даже если оно о любви или о природе, встречаются просто философские высказывания, которые читателями разбираются на цитаты. Нечего и говорить о том, что Пушкин – наш гений, конечно, и в стихах, и в прозе. И эту его фразу я считаю очень правильной, глубокой. Тут уже даже не философия, а мораль жизненная.
Конечно, Александр Сергеевич говорит тут не только о предках, живших сотни лет назад, но и о родителях. Их заповедует почитать практически и любая религия. Их мы и сами уважаем, понимаем, как им обязаны… Также важно не забыть и о прадедах, о своём роде. Если говорим о целой стране, народе, то тоже речь может быть обо всех наших предках. Это похоже на высказывания о том, что народ должен знать и помнить свою историю. Понятно, что в прошлом были всякие моменты, не всегда можно гордиться, но всегда можно постараться понять. В крайнем случае, можно признать, что вот тот выбор был ошибкой, но сделать выводы и не повторять.
Мы живём не одним днем. Ясно, что нужно стараться наслаждаться настоящим, но нельзя не планировать, хотя бы немного, будущее, нельзя забывать о прошлом – об опыте, который собрали для нас. Говорят, что нужно учиться на ошибках чужих, но ведь не обязательно только своих современников – своих предков тоже. Вот каждому огромный материал. И ещё ведь всё повторяется, время по кругу ходит, как говорят. Меняются жилища, пища, транспорт и подобное, но люди с их чувствами не особенно изменились. Иначе разве смогли бы мы сочувствовать героям того же Пушкина? Или Шекспира, или, вообще, Овидия какого-нибудь? Но ведь мы их понимаем… То есть в опыте предков, в их жизненных историях, в общей культуре, науке, искусстве представлена для нас бесценная информация.
Не нужно спешить всех сбросить с «корабля», всё перестроить… То есть разрушим, а дальше, типа, посмотрим! Нет, нужно учитывать опыт прошлых поколений, если мы хотим, чтобы наши внуки нас не выкинули. Но, видимо, гарантии нет. Но всё-таки, нужно будет их воспитывать, хотя бы своим примером – отношением к старшим, к истории.
Плюешь на предков? Точно, это уже само по себе безнравственно! А дальше – ещё только хуже может быть. Тогда уже и на современников станешь поплёвывать, на соотечественников, окружающих.
Здорово, что сейчас многие составляют генеалогическое древо, находят могилы предков, погибших на войне… Думаю, что это правильно. Нужно знать историю своей семьи, страны. И Пушкин ведь не призывает сразу гордиться, он говорит об уважении.
В общем, с согласен с выражением Александра Сергеевича. И я постараюсь ему следовать… Я люблю изучать историю. Мне интересно было б знать историю и моей семьи. У нас пока нет генеалогического древа, но мне было бы интересно его составить! Так что я запомню это выражение Александра Пушкина.
Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
Проблема поколений вечна. Это утверждение не голословно, ведь пока существуют люди, будет актуален конфликт взросления личности, проблема перехода из одного морального состояния в другое, без которого различия между младшими и старшими бы не существовало. Из знаменитых литературных деятелей об этом писали Толстой, Достоевский, Диккенс, Моэм и, наконец, Пушкин. В этой работе будет не упоминание главного произведения взросления поэта, — «Капитанской дочки», а разбор одной из цитат Александра Сергеевича, звучащей так: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Вполне ясно, что поэт затрагивает тему забытья собственных корней, культуры и традиций. А безнравственным такой человек считается из-за невежества, порождённого собственным безразличием к знанию, путём множества ошибок полученному предками. А отсутствие эрудиции в личности (если без неё она вообще таковой является) говорит ещё и о её духовной нищете, ведь только находясь в процессе добычи знания мы накопляем опыт, воссоздающий внутренний портрет каждого человека.
Но почему в начале было упомянуто о взрослении и проблеме поколений? «Как же это связано с цитатой Пушкина?» — может спросить читатель. Здесь мы последуем дорогой одного из крупнейших русских романов XIX века, а именно произведением Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Для читавшего сразу станет очевидным, что примером «безнравственности» служит Евгений Базаров. Нигилизм, ставший идеалогией Базарова, призывает к отверганию всяких моральных и общественных рамок, полной откровенности в поступках и размышлениях. Именно тут выявим связь между нашей и Тургеневской темой: нигилизм подразумевает также отказ от знаний прошлого, заявляя, что взгляды должны формироваться исключительно под влиянием собственных мыслей, исключая вмешательство извне. Но из размышлений, выведенных во втором абзаца, мы сознаём дикость позиции Базарова, так как нельзя стать человеком (в полном смысле этого слова), воспитываясь в вакууме, в котором воздух жизни не нашёл, да и не найдёт (судя по примеру кончины Евгения) себе пристанища.
Не согласиться с тезисом Пушкина трудно. Только прошлое терпит ошибки, из которых мы создаём достоинства, и кого же учиться, как не у него?