Кто такой обыватель? Сложно ответить на поставленный вопрос, но попытаемся разобраться.
Во-первых, слово не повседневное и вспомнить его непростая задача. Ранее это слово имело одно значение, сейчас – другое.
Во-вторых, если раньше это слово было не обидное, ввиду того, что обывателем звали человека, живущего в одной и той же местности. В современном мире обыватели – это коренные жители. Значение данного слова сильно устарело.
Рассмотрим, есть ли литературные персонажи, которых можно было бы назвать «обывателями». В русской литературе часто встречаются подобные персонажи.
В известном романе А.Н. Толстого «Война и мир» — главный герой Адольф Берг. Почему именно к нему подходит слово «обыватель?». Он педант, любящий деньги. Можно было бы дальше охарактеризовать главного героя, но лучше всего его характер раскроет ситуация.
Когда жители Москвы бежали от нашествия французов, оставив свои дома и ценные вещи. Главный герой Адольф бродил по городу, в поисках ценной добычи, оставленными беглыми жителями. И когда нашел редкую шифоньерку, с радостью подарил её жене и гордился бесплатным подарком. На взгляд, такой поступок омерзителен и характеризует главного героя с не с положительной стороны.
Приведем пример другого обывателя. Дадим характеристику главному герою Обломову.
Главный герой живет в хорошем доме, доставшемся ему от родителей. У него отсутствует желание работать. Обломов – ленивый, вялый, черствый. Его все устраивает. В том, что он такой человек, виноваты его родители, воспитали его таким. Но это не оправдывает Обломова, так как он не имеет ни цели, ни стремления. У него отсутствуют мечты, планы на будущее, он не хочет работать. Его любимые занятия – еда и мягкая кровать. В таком случае мы наблюдаем истинного обывателя, у которого низкие и эгоистичные цели. Задаемся вопросом – можно его назвать типичным обывателем и почему? Конечно! Потому что его не интересует, что происходит вокруг него. Он нелюдим и не идет на контакт с внешним миром.
Рассмотрим еще одно литературное произведение, в котором есть обыватели.
Всем известна пьеса Островского «Гроза». Жители городка – типичные обыватели. В этом городе люди живут своей привычной жизнью. Все заняты собой. Ничем не интересуются.
Главная героиня – Катерина Кабанова — «луч света в темном царстве». Ей одной, со светлой душой, тяжело привыкнуть к размеренной жизни, довольствоваться тому, что есть. Девушка жаждет перемен и к самореализации. Героиня, не выдержав подобного существования, совершает самоубийство. Не смогла Катерина жить рядом с обывателями.
Русская литература имеет многочисленные примеры обывателей.
В окончательном заключение, сделаем вывод о том, что обыватель – это человек, не способный думать о других. Характер у обывателя – равнодушный и черствый. Главная черта – ленивость. Из этого складывается вывод: обыватели – люди, которые равнодушны ко всему, отсутствуют цели и интересы. Живут своей жизнью. В характере присутствуют такие черты: эгоистичность и равнодушие.
Каждый из нас задумается о своем поведении и характере, чтобы не слыть среди друзей, коллег и знакомых простым обывателем.
Как известно со времен популярного в начале предыдущего века стихотворения-зарисовки Даниила Хармса, назвать кого угодно возможно как угодно и в этом никакого труда. Пожалуй, стоит вспомнить ту самую зарисовку, о которой идет речь.
Итак, кратко и, возможно не совсем точно зарисовка выглядит следующим образом. Выходит на сцену поэт и говорит: «Я — поэт», далее на сцену поднимается рабочий и заявляет: «По-моему, ты — г*вно». После этого поэт падает от приступа и отправляется в мир иной, вероятно по причине обескураженности подобным поведением и заявлениями.
Возможно, кому-то такая сценка кажется комичной или не совсем удобоваримой в связи с наличием не совсем приятной лексики, тем не менее, в действительности талантливый писатель тут сумел передать весьма существенную проблему и проблему, которая касается в значительной степени именно фигуры обывателя. На самом деле во многом Хармс был тут пророком и этой сценкой некоторым образом предрек эпоху интернета, которая характеризуется условным равенством всех и каждого. Как гласит другой известный пример, теперь в интернете любой сведущий человек может обоснованно разъяснять какое-то мнение или какие-то знания, но ценность подобных разъяснений может быть мгновенно нивелирована фразами наподобие той, которую говорит рабочий из сценки Хармса и при этом фигуры и знающего человека, и безграмотного тут действительно уравниваются, ведь каждый имеет право на слово.
На мой взгляд, фигура обывателя в существенной степени определяется именно через подобное поведение, через осознание у себя возможности говорить некультурно и со всеми подряд, считать свою позицию верной, считать себя возможным спорить в любой сфере, уравнивать себя с другими. Конечно, в каком-то смысле люди равны, они обладают некой изначальной данностью, которую следует учитывать и не станем далее углубляться в эту сферу. Тем не менее, во многом люди различаются и понимание таких различий является признаком культурного человека.
Как правило, обыватель представляет собой человека не совсем образованного в этическом смысле, у него отсутствует чувство сакрального, чувство ценности личности другого. Его главная проблема в пренебрежительном отношении к самому себе и распространении этого отношения на всех остальных. Есть и много других признаков, но нередко они, равно как указанные ранее признаки не совсем заметны в людях и обществе и для этого есть причина: современная эпоха – эпоха обывателей.
Именно обывателя рисовал Хармс в собственной миниатюре и символическая гибель поэта в этой миниатюре указывает на отвратительный и разрушительный потенциал обывательского сознания и нрава. Возможность обывателя оказаться на условной сцене непременно порождает хаос и противоречия, создает моветон во всем. Тогда как наличие на сцене людей более возвышенных, которые условно передаются через образ поэта, порождает стихи, красоту и гармонию.