Выражение является вполне понятным, автор указывает на свойство мечты быть где-то в перспективе, часто даже фактически не достижимой и далекой, такой, которая только немного различима. Людям всегда приходится пребывать в настоящем, если поразмыслить, то никакого времени помимо настоящего не существует, ведь вы можете только фиксировать происходящее и с каждой новой секундой снова оказываетесь в настоящем. При этом мечта всегда остается где-то на периферии сознания, где-то далеко, туда, куда человек пытается настоящее привести, но не всегда подобное ему удается.
Свойство мечты действительно подобно дракону, который летит где-то далеко и влечет за собой. Не зря китайские верования считают драконов символом счастья, ведь именно дракон там представляет собой сочетание всех стихий и, по сути, сочетание всех положительных начал, которые только могут существовать. Мечта в самой чистой своей форме.
Так вот, крылатая мечта всегда впереди и, конечно, всегда остается перед текущим временем. Тогда возникает вопрос, как обстоит ситуация с мечтой, которая воплотилась в действительность. В подобной ситуации исчезает собственно мечта и становится действительностью, поэтому не возникает ситуации, когда мечта была бы в настоящем.
Соответственно, мечту вполне разумно уподобить какому-то ориентиру, к которому может стремиться человек или человечество, но этот ориентир будет всегда существовать вне действительности. Нередко речь идет об образе этого мира, но улучшенного, выполненного, скажем так, более приятными тонами. При этом такого образа нужно достигнуть, он располагается впереди нынешнего времени, именно для того чтобы стать своеобразной притягательной точкой, куда стремятся различные усилия.
Наверное, полезно проиллюстрировать данное высказывание на различных примерах. Тогда следует обратиться к истории. Известно много вариантов различных мечтаний, которые воплотились тоже различным способом.
К примеру, две главные идеологии предыдущего века – российский коммунизм и немецкий фашизм строили собственное развитие на мечтаниях о вечном существовании некого идеального мира, который будет процветать после того как будет выполнена мечта. Тем не менее, такие мечтания не совсем воплотились. При этом собственно мечта и фашизма и коммунизма продолжает существовать во времени и продолжает обгонять настоящее.
Не менее известной является православная концепция об апокалипсисе и Царстве Небесном, которое воцарится по завершению различных эсхатологических процессов. Вот эта мечта действительно уверенно обгоняет время и довольно уверенно на протяжении пары тысячелетий. На этом примере легко понять как устойчиво может располагаться мечта где-то на перспективе сознания, но при этом влиять на настоящее, ведь подлинный верующий каждое собственное действие соотносит с учением о достижении иного мира на наиболее оптимальных условиях.
Данное высказывание имеет достаточно глубокий и неоднозначный характер, так как затрагивает то, что сложно оценивать.
С одной стороны, конечно, эти слова характеризуют саму сущность мечты. Она, действительно, должна опережать время. Мечта отрывается от реальности, иначе в ней просто нет смысла. Попытка не уноситься далеко мечтами, оставаться только на почве проверенных фактов и реальных подтвержденных возможностей, фактически, убивает мечту. Она или теряет свою главную функцию – раскрепостить разум, позволить человеку ставить далеко идущие планы, прогнозировать и моделировать новую реальность или просто превращается в пустые фантазии.
Мечта должна обгонять время. В противном случае она превращается в сухой приземленный план конкретных действий, рассчитанных на ближайшие дни, месяцы и годы. Подобные планы, безусловно, важны, но они не выполняют главную функцию мечты – кардинальное преобразование реальности, движение вперед с помощью качественных изменений, перехода на новый качественный уровень. Без них невозможен в принципе прогресс ни в технике, ни в искусстве, ни в жизни общества в целом.
Фантазии, не ставящие своей целью изменить реальность, тоже часто называют мечтами, хотя и обыденном, приземленном смысле. Подобным образом человек просто бежит от реальности. Он строит не красивые, хотя и неосуществимые пока планы, как, например, разработчики первых летальных аппаратов, грезивших о них на заре воздухоплавания. Человека, погруженный в пустые фантазии не отбрасывает свой проект в будущее, по необходимости, отодвигая его осуществление на время, когда будут созданы необходимые условия, не достижимые теперь. Пустой мечтатель просто строит мысленный эксперимент, помещая неосуществимое ныне в реальность. Его совершенно не волнует согласование того, как его проект встроится, и будет функционировать в обстановке, для которой он не приспособлен. Получается, что крылья, символизирующие полет в неизвестное для нас будущее, — это существенный признак мечты в ее общепринятом понимании. Без полета, обозрения, хотя бы и на чисто умозрительном уровне, мечта превращается в фантазию – кокон, с помощью которого человек, предавшийся ей, не преобразует реальность, а защищается от нее, строя кокон вокруг себя.
Представляется, что крылья в данном высказывании символизируют собой действия по реализации мечты. Без шагов, пусть и малых для ее воплощения она бесполезна. Мечта в таком случае не имеет полезной функции.