Старик и море — повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 г. Эта повесть о силе человеческого духа принесла Хемингуэю Пулитцеровскую премию в 1953 г., а уже в 1954 г. – Нобелевскую премию по литературе.
Старик Сантьяго живёт в небольшой рыбацкой деревушке на Кубе. Вот уже 84 дня он терпит неудачу: Сантьяго выходит в море, но возвращается ни с чем. Раньше он рыбачил с мальчишкой Манолином, но родители запретили ему выходить в море с Сантьяго, т.к последний слишком уж неудачлив. Манолин не смеет ослушаться своих родителей, но остаётся благодарен старику, который научил его рыбачить. Мальчишка навещает Сантьяго, приносит ему наживку для рыбалки и даже еду. Старик так беден, что уже давно продал сеть, денег на еду у него нет, да и самой еды тоже: 84 дня без улова. Но Сантьяго не ропщет на судьбу. Он спокоен и смиренно воспринимает удары судьбы.
Сантьяго беседует с мальчиком о рыбалке, об американских бейсболистах, особенно о Джо Ди Маджио. Старик сообщает Манолину, что на следующий день он отправится подальше от Кубы во Флоридский залив, надеясь прервать затянувшуюся полосу неудач.
На 85-ый день ранним утром Манолин помогает старику подготовить лодку и снести парус. Сантьяго отправляется в путь один.
Старик, привыкший за долгие годы к одиночеству, разговаривает вслух сам с собой, медленно плывя по течению. У него особое отношение к морю, он любит его и относится к нему, как к женщине. Себя же Сантьяго считает неотъемлемой частью окружающего его мира: моря, рыб и птиц. И даже в рыбах он находит человеческие черты.
Вдруг старик ловит тунца. Это даёт ему надежду на то, что рядом с тунцом может плыть большая рыба, которой могли бы прийтись по вкусу его сардины в качестве наживки. Неожиданно проходит дрожь по зелёному пруту, служащему старику в качестве удочки. Леска идёт вниз, и старик осознаёт, насколько тяжела попавшаяся ему рыба.
Сантьяго тщётно пытается подтянуть тяжёлую леску, но рыба настолько тяжела, что тянет лёгкую лодку Сантьяго за собой.
После четырёх безуспешных часов старик израненными руками закидывает леску за спину и подкладывает под неё мешок. Такое положение тела даёт ему возможность чуток расслабиться.
Ночью рыба ещё дальше утащила лодку в море, но старик не сдаётся и любой ценой хочет заполучить её, чего бы ему это ни стоило, хотя ему и жаль рыбу.
На рассвете Сантьяго съедает пойманного днём ранее тунца, т.к. ему нечем больше подкрепиться. Он устал, но все ёще надеется заполучить свою рыбу. Вдруг леска идёт вверх, и рыба всплывает на поверхность. Длинная, с тёмно-фиолетовыми головой и спиной, но самое впечатляющее — это её нос в виде бейсбольной биты. Появившись на поверхности, рыба опять уходит на глубину. Старик из последних сил удерживает её. И так проходит ещё один день.
Следующей ночью рыба опять появляется на поверхности моря, то приплывая к лодке, то отплывая от неё. Эти круги дают понять Сантьяго, что рыба выбивается из сил, а значит её можно прикончить гарпуном. Изнемогая, собрав всю волю в кулак, старик вонзает гарпун в тело рыбы, убивает её и привязывает её тело к лодке. Теперь можно отправиться домой.
Но на этом история не заканчивается. Акулы начинают слетаться на запах крови к лодке. Сначала – первая, которую старик бьёт гарпуном, потом – две другие, затем – третья, четвёртая, пятая и т.д. До глубокой ночи Сантьяго сражается с акулами, которые оставляют его в покое, когда от рыбы ничего не остаётся.
Поздно ночью старик возвращается в свою деревню. Его улов – огромный скелет рыбы.
Сантьяго навещает Манолин. Израненные ладони старика доводят мальчика до слёз, и Манолин обещает ему впредь рыбачить только с ним.
Утром все рыбаки деревушки изумлённо рассматривают скелет рыбы, а богатенькие туристы прибегают поглазеть на него, думая, что это акула. Официант местного ресторана безуспешно пытается объяснить им, что произошло на самом деле, но туристы не понимают реалии местной жизни.
«Старик и море» — это не просто повесть о том, как одному старику не везёт поймать рыбу. Эта повесть о силе человеческого характера, о стойкости человеческого духа, когда всё идёт прахом и когда надеяться не на что. Именно этой стойкости и может научить повесть «Старик и море».
Читательский дневник.