«Легенда о Великом инквизиторе» — рассказ полный философии о жизни и природе человеческой души, разделении бытия на «земное» и «духовное».
В Севилье, в 16 веке, шло время инквизиции, и Спаситель был заключен в тюрьму Великим Инквизитором. Ночью он является к Иисусу, последний не говорит ни слова, лишь слушая монолог Инквизитора.
Высказывания Инквизитора полны выражений, обвиняющих Христа в неверности его учения. Инквизитор таким образом объясняет свое неверие, свою душевную подлость; он вспоминает три искушения Иисуса в пустыне, называет Сатану «страшным и умным духом». Инквизитор утверждает, что «дух» нес истину о человеческом роде, и Христос зря отверг его, зря не поработил человечество.
Первое искушение: по словам Сатаны и Инквизитора люди глупы и бездушны; «хлеб небесный», к которому ведёт Иисус, якобы чужд и бесполезен для людей – они понимают только «земной хлеб»; Сатана предлагал Христу обратить камни в хлебы, и тогда люди бы пошли за ним и стали послушны, но Спаситель отверг это предложение, он верил, что человек сам может выбрать путь Истины, не прельщаясь дарами; Иисус не отобрал у людей свободы, но Инквизитор говорит, что именно из-за этой свободы и ради «хлеба земного» народ и восстанет против учения Спасителя. По мнению Инквизитора, люди не знают, что делать со своей свободой, и в любой свободе они только и ищут, кому бы начать служить. Инквизитор говорит, что на месте храма Богу будет воздвигнута Вавилонская башня, и спустя тысячу лет народ вернется к римской церкви, избавившей их от Иисуса, и попросит, чтобы та их накормила и поработила.
Здесь заключена философия Достоевского: по его мнению, католическая церковь однажды станет едина с социализмом и породит нечто вроде Вавилонской башни. Иван Карамазов и Инквизитор называют свое отношение к людям, как к существам низким, любовью, ибо Иисус, в противовес им, взвалил на человечество непосильную ношу, слишком «хорошо» думал о людях. Инквизитор называет людей ничтожными, в то время как Иисус не теряет веры в них, веры в то духовное и Божественное, что заключено в людях. Христос видит свободу для людей, как лестницу к Богу, но Инквизитор провозглашает рабство единственно возможной для человека свободой, единственным счастьем.
Второе искушение: искушение чудом. Сатана предложил Христу показать людям, как ангелы поднимут его, если тот упадет с высоты, но и это отринул Иисус, не возжелав людского рабства, не пожелав искушать Бога. Спаситель хотел, чтобы человек мог свободно верить, а не слепо идти за чудесами.
Третье искушение: искушение царством земным. «Умный дух» показал Спасителю все свои владения на земле и сказал, что они будут принадлежать Христу, если тот склонится перед ним. Иисус не прельстился властью и сказал, что служить надобно одному только Богу.
Инквизитор же отвергает учение Христа, называя главные источники власти над людьми: чудо, тайну и авторитет, говорит, что свобода приведет человечество к истреблению. Сказитель вновь и вновь утверждает, что людям на роду написано бунтовать и быть слабыми, что люди жаждут лишь хлеба и беспросветного рабства. В устах Инквизитора, счастье для людей – детская игра с песнями и танцами, человек должен все время работать и быть рабом, а в свободное время уподобляться невинному ребенку, что может только играть в игры и грешить. Счастливы будут все, кроме тех, кто всеми управляет.
В начале своего монолога Инквизитор велел Христу молчать, но теперь он желает услышать его слов. Иисус целует Инквизитора, и последний отпускает его и просит, чтобы он не возвращался.
Легенду можно понять так: в каждом из нас есть божественное начало, и станем мы рабами и отринем Бога или будем свободны – выбирать нам.
Читательский дневник.