Произведение относится к раннему философскому творчеству поэта, имеющему черты символизма, и является стихотворением, открывающим первый поэтический сборник, названный автором «Камень».
Основной темой стихотворения представляется творчество как вечная бытийная ценность, раскрывающая взаимодействующую связь тишины и звуков.
Композиционная структура произведения состоит из одного катрена (четверостишия), написанного стихотворным размером в форме четырехстопного ямба в сочетании с двухсложной стопой, ставящей ударение на втором слоге, при этом семантическое ядро в повествовательном содержании отсутствует.
Стихотворение «Звук осторожный и глухой» характеризуется замедленной ритмичностью, выраженной во фрагментарности и нарочитой недосказанности финала произведения в виде не точки, а многоточия.
Отличительной особенностью произведения является отсутствие в повествовательном тексте глагольных форм, однако стихотворное содержание при этом не лишается своего действия, поскольку глаголы заменяются автором эпитетами в виде причастия «сорвавшийся». Отсутствие глаголов в стихотворении создает ощущение вневременной атмосферы, передающей тишину, рожденную до создания мирового и временного пространства, когда в первоначальном напеве тишины проявляется первый негромкий звук.
Музыкальность стихотворению придает и звучание имен существительных, используемых в сжатом, но напевном четверостишии, выражающиеся в ощущении жизни, песни, музыки, стихов, искусстве.
Кроме того, в качестве средства художественной выразительности поэт применяет форму синтаксического эффекта анжамбемана, демонстрируя ритмическую утонченность стихотворения неожиданным ударением, падающим на первое слово текста «звук» в виде семантически нагруженного понятия. Этим приемом автор подчеркивает единственное звучание, которое создает впечатление прерывания большой, непрекращающейся мелодии.
Синтаксическая структура стихотворения «Звук осторожный и глухой» используется в виде простого назывного незаконченного предложения, имеющего в виде осложнения однородные члены и причастный оборот. Таким приемом поэт передает авторский замысел, заключающийся в описании вселенной, рождающейся из звука тишины.
Произведение создает в читательском восприятии чувство неторопливого дыхания и ощущение выдоха первого человеческого звука.
Анализ стихотворения Звук осторожный и глухой по плану