Персидские мотивы – один из поздних стихотворных циклов. К нему относится и Золото холодное луны, написанное Есениным в 1925 году. Данное произведение рассказывает про красивые восточные пейзажи, но есть здесь и определенный смысловой ряд, который кратко может выражаться в известном призыве позволить мертвым самим хоронить своих мертвецов.
Повествовательная канва немного похожа на свободный поток сознания, который и сам льется подобно холодному золоту луны. В этом потоке мы сначала наблюдаем за запахами приятных растений, видим образ голубой страны, который Есенин часто использовал в Персидских мотивах. За этим следует какой-то порыв мысли куда-то вдаль, сначала в пространстве в сторону Багдада, а потом и во времени к Шахерезаде.
Такое ментальное путешествие приводит к понятному факту, сказительница давно канула в Лету и теперь «ей ничего не надо». Лирический герой перемещается своим вниманием на кладбище поросшее травою. Есенин призывает вернуться к чистой витальности и избавиться от потребности склоняться над могильными плитами.
Через простые образы красоты поэт призывает к жизни, он говорит о розах, к которым стремится сердце об очищении смуты в сердце. Возможность примирения с врагом как символ очищения от различных тягот и внутренних противоречий представляет собой путь к спасению и счастью. Таким образом Есенин указывает не просто на потребность живых в бездумном наслаждении красотой, но и ко внутренней работе, которая позволит достигнуть в этом мире идеала.
Далее рассматриваются простые истины «жить – так жить». Подобная фраза может казаться немного нелепой и даже глупой, но в этом контексте становится понятным смысл, который снова заключается в воспевании предельной витальности. Есенин также обращается к тем, кто застыл в поклонении мертвецам, он просит подобных людей, хотя бы не отравлять существование подлинно живущим.
Итоговая строфа предлагает довольно известное, но невероятно интересно звучащее именно тут сравнение бренности существования с осенней листвой. Мертвым в этом мире более ничего не надо и не следует на них смотреть.
Вариант 2
Это очень красивое, стилизованное стихотворение из восточного цикла Есенина. Тут, конечно, нет русской напевности, берёзок и стогов, но есть мелодика востока, всё с ним связанное (Багдад, шафран). Героиня произведения Шахрезада, точней, его муза – она появляется несколько раз в этих строчках, приводится в пример радости жизни и наслаждения ей.
Стихотворение не очень велико (шесть строф по четыре строки). Называется оно просто по первой строчке, в которой присутствует оксюморон: холодное золото, когда золотой цвет всегда ассоциируется с Солнцем и теплом. И вообще, «золото Луны» тоже необычно, так как от неё серебристый свет идёт. Но это название привлекает внимание! Основная идея стихотворения – то, что жизнь для живых. Не нужно поклоняться мертвым, «выпадать» из-за ушедшего из этой жизни, игнорировать её радости. Произведение описательное, немного философское.
В первой строфе – красивое описание ситуации. Здесь есть и цвет (голубая страна), и ароматы (восточный шафран). Тут страна одушевляется, называясь ласковой. Поэту хорошо в такой красоте бродить!
Во второй уточняется положение поэта в пространстве и времени. Там где-то далеко – тот самый Багдад, где когда-то давно жила Шахрезада. Но она уже ушла в иной мир – ничего ей больше не нужно. И её сад «отзвенел».
В третьей строфе краски сгущаются. Всё поросло уже кладбищенской травой. Но тут же идёт предостережение путнику, чтобы он не слушал голоса умерших, не приближался к могильным плитам. Конечно, это образно.
Дальше Есенин просит путника посмотреть вокруг – так хорошо! Нужно не таить обид в сердце, тогда заметишь, как губы сами тянутся к прекрасным розам. И вот Сергей Александрович приводит авторский глагол «ошафранить», добавляя «блаженством». То есть просто рай наступит на земле.
Предпоследняя строчка полна энергии и позитива. Тут короткие предложения с дефисами. «Любить – так любить!» Напоминает поэт о золоте Луны, в котором хорошо гулять и целоваться, ни о чём не жалея, без страхов и сомнений.
С другой стороны, Есенин признаёт, что некоторые предпочитают поклоняться мертвым. Но этих людей он просит хотя бы другим жизнь не отравлять. Опять вспоминается песня Шахрезады о том, что люди, которые не радуются просто самому факту жизни, достойны лишь жалости.
Жизнеутверждающее стихотворение, которое, всё-таки, признаёт разнообразие в этом мире, во взглядах людей.
Анализ стихотворения Золото холодное луны по плану