В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого. Здесь многое высказано не прямо, а намёками, символами, и поэтому остается простор для читательского индивидуального восприятия, истолкования произведения.
Стихотворение начинается с изображения картины природы: лирический герой стоит у воды и наблюдает с невысокого берега белеющий над рекой туман. Возможно, туман — признак наступающего утра или сгущающихся сумерек? Но в стихотворении не названо ни время суток, ни время года. Пейзаж описан подчёркнуто просто, прозаично. Прямой порядок слов, отсутствие тропов, короткие предложения больше говорят читателю о внутреннем состоянии лирического героя, чем о самой природе. Так лаконична, немногословна может быть речь человека, погруженного в собственные переживания, с неохотой нарушающего молчание.
Последняя строка первой строфы выглядит нелогичным окончанием сложного предложения: нейтральная картина природы завершается признанием лирического героя: «И теперь я совсем одинок». Внимание переключается с внешнего мира на внутренний, между ними читатель не может сразу провести параллели, тем более, что это состояние героя подается как результат, итог чего-то в прошлом, каких-то событий и переживаний, о которых мы не знаем. Это подчёркнуто словами «теперь» и «совсем». Многосоюзие в третьей и четвёртой строках задаёт медленный темп чтения. Действительно, лирический герой словно подводит итоги чего-то, не торопясь, задумчиво говорит о своём состоянии.
Вторая строфа привносит движение в эту статичную картину: лирический герой хочет собрать хворост, чтобы вновь развести костер. Здесь больше глаголов (5 глаголов по сравнению с двумя в первой строфе), они в форме будущего времени, то есть говорят о планируемом, о том, что лирический герой вот-вот сделает. И всё-таки действие эти такие же неторопливые, и мотив одиночества, задумчивости продолжает звучать и в этих строках. «Посижу, помечтаю один». Внимание читателя останавливается на слове «воскрешу». Возможно, когда-то лирический герой уже приходил сюда, на берег, тоже разводил огонь… Был ли он один или с другом, с любимой? Что может напомнить, какие чувства воскресить в его душе этот костёр на невысоком речном берегу?
И первая, и вторая строфы заканчиваются однокоренными словами: одинок-один. Это состояние – главное в палитре чувств лирического героя. Страдает ли он от своего одиночества? Читатель может только догадываться. Глагол «помечтаю» вносит в минорный настрой всего произведения ноту оптимизма. Если герой мечтает, может быть, он надеется на лучшее, думает о чём-то приятном, светлом, что ждёт его в будущем?
В третьей строфе продолжает звучать мотив неторопливого, бесшумного движения: человек двигается по течению реки босиком, и нам кажется, что есть в этом какая-то безотчётная согласованность шагов с плавным течением реки, соотнесенность ритма человека и природной стихии. У этого движения появляется видимая, близкая цель: «буду знать я, что близок мой дом». Дом, где ждут, где обязательно согреют теплом и участием, где герой найдет спасение от одиночества. Словно огонек надежды замаячил впереди усталого путника. От уединения, задумчивости, созерцательности герой возвращается в мир людей, от одинокого костра на берегу идёт к уютному свету в окнах домов, от одиночества – к надежде.
Так в стихотворении Федора Сологуба «Забелелся туман за рекой..» нашли отражение характерные для поэзии символизма темы одиночества, единения с миром природы, создания поэтом своего особого мира, в который он открывает дорогу читателю.
Анализ 2
Название стихотворения Ф. К. Сологуба «Забелелся туман над рекой» подтверждает, с одной стороны, мысль читателя о том, что речь пойдет о природе родного край. Однако, после прочтения последней строки произведения становится очевидно, что пейзажи являются спутником автора по жизни. Так автор подчеркивает неразрывную связь человека и природы, их зависимость друг от друга.
Образы, которые использует в стихотворении автор стихотворения, имеют связь с обращением к родным истокам («мой дом»), туману, который вызывает ощущение безысходности лирического героя, подчеркивает одиночество и печальные думы героя. Упоминание о костре и огне также не случайно. Пламя символизирует страсть, которая была в прошлом. «Огонь воскрешу» — фраза, в которой теплится надежда лирического героя на восстановление отношений, создание взаимной любовной связи со своей половинкой. Течение реки – является воплощением жизни самого писателя.
Учитывая автобиографические данные Ф. К. Сологуба, можно с уверенностью говорить о романтическом настрое автора в произведении. Не остается сомнений в том, что у автора стиха есть горький опыт неразделенной любви. Здесь его образ одинок, задумчив. Но и нет места унынию. В некоторых строках звучит надежда на будущее счастье.
Автор посещает берег реки, где звучат его признания об одиночестве. На фоне природы ему легко говорить об этом, он чувствует в ней собеседника. Под треск костра, который он желает развести, хочется строить планы, мечтать. Он осознает свое одиночество, но в его раздумьях о любви, о жизни и будущем чувствуется позитивная нота. Связь с отчим домом дает веру в то, что человек не одинок, у него всегда есть поддержка.
О надежде на лучшее свидетельствует неоднократное использование глаголов, употребленных в будущей форме («поищу», «сношу», «пойду», «буду знать»). Образ свободного, не обремененного ни какими узами человека, подчеркивают действия: «пойду босиком», «помечтаю», «потихоньку».
Таким образом, в стихотворении автор представляет тесную взаимосвязь природы и человека, которые спасают друг друга. Человек на определенном жизненном этапе будто уходит в сторону, желая в тишине остаться с мыслями наедине, раскрыть тайны о несбывшемся желании. Чувствуется неторопливость и примирение с законами жизни, это дает ему силы верить в то, что лучшее – впереди.
Анализ стихотворения Сологуб — Забелелся туман за рекой по плану