Произведение представляет собой отображение второй сущности поэта и имеет в качестве своей основы описание важнейших событий жизненного пути автора.
Повествование в стихотворении осуществляется от имени лирического героя, выражающего авторское мировосприятие в виде подведения итоговых жизненных результатов.
Поэт не использует традиционные стихотворные размеры в произведении, применяя вольный дольник, переходящий в форму акцентного стиха, но при этом сохраняется постоянная концовка с включением женской рифмовки.
Отличительной особенностью стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку» является нетрадиционный для творчества поэта отход от использования конфликтной рифмовки и инверсионных приемов. Вместо этого завершение каждой строчки осуществляется в виде семантически полного высказывания либо совпадения с окончанием предложения.
Структурная композиция стихотворения представляет собой включение в сюжетную канву автобиографических элементов жизненной судьбы поэта в виде арестов и тюрем, ссылки, вынужденной эмиграции, непростой жизни в свободном мире.
Произведение является и своеобразным отображением творческой деятельности поэта, поскольку в нем присутствуют основные творческие мотивы автора, включающие лишение свободы, родину, отъезд из страны, взаимоотношения общества и поэта, бога и человека, а также излюбленная бродская тематика – рассуждения о горе, с которым автор ощущает солидарность.
Художественными средствами выразительности в произведении поэт выбирает метафоры замещения, неброские олицетворения, а также прием оксюморона, выполненный в гениальной простоте общепринятой речи («не пил только сухую воду»), и формы излюбленных метонимий. Кроме того, сюжетное повествование основывается на глаголах, уравновешивающих смысловую нагрузку произведения с остальными фразами.
Также характерной чертой стихотворения выступает использование автором реминисценций и аллюзий, отсылающих к поэтическим строкам великих поэтов, Пушкину А.С., Некрасову Н.А., Ахматовой А.А.
Стихотворение является выражением жизненного кредо поэта, соединяющего в себе одновременно автопортрет творческого человека и личности в их абсолютном слиянии, выразившемся в лексическом сочетании стилевого изображения с использованием неброской, приглушенной риторики.
Анализ стихотворения Я входил вместо дикого зверя по плану