Произведение, написанное очень эмоционально, отражает впечатления автора, возвратившегося в город, который он считал своей родиной и самозабвенно любил.
Если первое название стихотворения «Ленинград» просто говорит о предмете, которому оно посвящено, то второе – «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» не просто отражает его отношение к культурной столице России, но поразительно точно показывает чувства автора.
Мандельштам родился не в Санкт-Петербурге. В этом городе он провел свои детство и юность. Однако Петербург произвел на него неизгладимое впечатление. Несмотря на то, что Мандельштаму довелось побывать и жить в разных местах (и в разных городах России, и за границей, где он учился) он тосковал по городу, ставшему для него родным. Поселившись в конце двадцатых годов в Ленинграде, он не желал больше его покидать. Однако после возвращения из командировки на Кавказ, длившейся несколько месяцев, поэт испытал мощный прилив чувств, вызванный разлукой и встречей со своим любимым городом.
Поэт ценил в Ленинграде не красоту его монументальной архитектуры и. В стихотворении нет упоминаний о дворцах или проспектах. Детали внешнего облика Ленинграда, фигурирующие в стихотворении, достаточно прозаичны и неприглядны. Это просто фонари, а также его комната в коммуналке под черной лестницей. Подчеркнув дверной звонок, вырванный с мясом, поэт хотел выразить, что комфорт для него гораздо менее важен, чем дух Ленинграда.
Родной город для Мандельштама – это, прежде всего, люди. Он упоминает, что многое в Ленинграде изменилось, говоря о голосах мертвецов, по хорошо известным ему адресам.
Упоминание о детстве показывает, почему в этом стихотворении звучит фраза о нежелании умирать и чем вызвана такая страстная любовь к городу. Детские воспоминания, среди которых явно было много теплых и радостных, нахлынули на Мандельштама при переезде в Ленинград. Он вернулся не просто в любимый им город, но в счастливейшую пору своей жизни. Это вдохнуло в поэта новые силы и он, несмотря на тяжелое время, которое переживала тогда страна, чувствовал желание жить, видеть дорогих ему людей.
В начале тридцатых годов, когда было написано данное стихотворение, поэт предчувствовал, что перспектива смерти или тюрьмы становится все более отчетливой. В этом произведении он выразил не только любовь к любимому городу, но и желание жить.
Вариант 2
Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.
Центральное место в стихотворении занимает образ Петербурга и отношения к нему лирического героя, раскрывающегося в особой любви и восхищении к городу, ставшего еще в далеком детстве родным и близким.
Композиционная структура стихотворения условно разделяется на двустишия (дистихи), представляющие повествование от имени лирического героя, связанное с ощущениями от любимого города. При этом каждый дистих посвящается определенному образу города либо описывает эмоциональное настроение героя.
В качестве стихотворного размера произведения поэт использует форму четырехстопного анапеста, строки которого объединяются перекрестной рифмовкой в сочетании с парными мужскими рифмами, придающими звуковой интонации протяжный, напевный оттенок, пересекающийся с энергичным, страстным речевым движением.
Среди художественных средств выразительности в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» присутствуют многочисленные развернутые метафоры и эпитеты, создающие атмосферу близкого общения с родным местом, имеющим важное значение в жизни поэта, хранящим его прошлое и память о потерянных людях. При этом использование метафор имеет значение метонимии, усиливающейся зрительными предметными элементами, а также своеобразными психолого-поведенческими ассоциациями с включением детских воспоминаний («глотать рыбий жир фонарей»).
Разговорный лейтмотив речевого повествования иллюстрируется сложно-слитными деталями смысловых переживаний лирического героя, объединяющихся в лирическое обращение в виде множества образов.
Эмоциональная атмосфера повествования в виде поэтического накала выражается восклицательными предложениями, вплетенными в строки-обращения лирического героя к родному городу, выражающими искренние признания в любви к нему.
Целостность стихотворению придает использованная поэтом форма многосоставного общения, напоминающая простую дневниковую запись в виде разговора с самим собой и любимыми образами города, но при этом выражающая чувство смутного страха, тревожного смятения, а также тягостного одиночества.
Стихотворение создает впечатление отрывка из личного дневника, отличающегося внутренней завершенностью, а также четкими линиями контура повествовательного изложения, заключающегося в сближении разновременных исторических пластов (Петербурга и Ленинграда), сливающихся в едином стихотворном высказывании.
Отличительной особенностью произведения является применение поэтом черно-желтой цветовой гаммы, подчеркивающей болезненные авторские ощущения беспокойной тоски и грусти. Однако в поэтических строках слышится надежда поэта на светлые и приятные жизненные моменты в так и не ставшим ему чужим городе, где каждая деталь знакома до слез в глазах и вызывает нежные, а порой болезненные, воспоминания.
Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез по плану