Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В стихотворении он описывает деревенский пейзаж и порождаемые им впечатления.
Автор говорит о селе при свете луны, но описанию природы у него уделено больше места, чем изображению того, что создано человеком. Картина получается почти статичной. Деревня спит и почти ничего не нарушает природного ритма, если не считать шума, издаваемого мельницей, но это не преобразование природы, а встраивание в нее. Построенное человеком сооружение становится, в некотором роде, частью естественного ландшафта.
Сочетание месяца, растений и воды дополняется расположенным среди этого всего селом. Однако в данном случае автор рисует картину гармоничного сосуществования. Человек здесь не является врагом природы. Он, как ракита и камыши, погрузился в сон, подчиняясь заведенному природой порядку.
Месяц, видимо, должен указывать на это. Он является символом и ночи, то есть сна и покоя. Одновременно, луна над головой может олицетворять вечность, так как, в отличие всего живущего на земле, она неизменно появляется в установленное время все в том же виде.
В стихотворении отсутствуют мистические мотивы. Поэт изображает село и окружающую его природу в период полнолуния, но не рисует ни одной зловещей детали.
Цвета, использованные для описания пейзажа, подчеркнуто блеклые, невыразительные. Вероятно, с помощью такой цветовой гаммы Бунин хотел подчеркнуть отсутствие движения и царящую тишину.
Само изложение построено, чтобы создать состояние покоя. В стихотворении отсутствуют резкие переходы, используемые метафоры, также не цепляют внимание читателя. Одно плавно перетекает в другое.
Автор часто заканчивает описание многоточием. Этим он усиливает ощущение полусна, которое он желает создать. Он не ведет читателя дальше, как бы, зовет его остановиться и ощутить царящий в нарисованной им картине покой, стать ее частью.
Бунин не вводит в произведение лирического героя, чтобы не разрушить созданную им картину безмятежности. Человек, непременно, сломает нарисованную им идиллию. Поэт пытается поймать момент, почти отсутствующий в реальности, когда мир погружен в ничем не нарушенный покой и гармонию.
Литературный анализ
Произведение относится к раннему творчеству поэта, написанное в юношеском возрасте в лирико-романтическом жанре. Основной темой стихотворения является описание деревенского пейзажа в ночь при полной луне, выражающего гармоничность взаимоотношений природы и человека.
Композиционная структура произведения, являющаяся кольцевой, выстроена из трех строф, заканчивающийся той же строкой, что и начиналось. Ключевым лейтмотивом стихотворения поэт выбирает умиротворение, передавая цикличность природного состояния, выраженного в описании размеренности мирной, безмятежной сельской картины. При этом поэт применяется различную рифмовку строф в виде перекрестной и парной с использованием мужских рифм, ставящих ударение на последнем слоге.
В качестве стихотворного размера автор применяет трехстопный анапест, который характеризуется нарастающим ритмом, придающим произведению ноты величественности.
Отличительной особенностью стихотворения являются использованные в нем художественные средства выразительности в форме многочисленных эпитетов, описывая напевность природы, олицетворений, выражающих тишину и ночную бледность, а также метонимии, обладающих поэтической сдержанностью с короткими фразами и полунамеками, переводящих сельский сон в место описания.
Поэт отказывается использовать в стихотворении образ лирического героя, предпочитая лично быть словесным живописцем в качестве стороннего наблюдателя, стремящегося не нарушить идиллическую природную картину тихой ночи, взвешенно подбирая каждое слово в стихах.
Стихотворение не имеет мистического содержания, связанного с периодом полнолуния, описывая лишь в черных и белых красочных оттенках вид туманной белесости, серебристость лунного света и бледность ночи, при этом использование звукописи позволяет ощутить размерный жизненный и природный круговорот, находящийся в красоте и покое.
Звучание успокаивающих, плавных, музыкальных и задумчивых звуков выражает нарисованный ночной образ, передающий природный шорох и умиротворенность. Описание спящего села включается в общую картину полнолунной ночи как гармоничное окружение очаровательного пейзажа.
Содержание произведения передает авторское настроение и опасение возможности разрушения гармоничной природной зарисовки, которая чудится поэту как вселенская катастрофа.
Анализ стихотворения Высоко полный месяц стоит по плану