Александра Твардовского считают народным поэтом. Основные темы его произведений ― Великая Отечественная война. Однако в середине пятидесятых он решил обратиться к непривычной тематике: образу поэта. До этого времени он считал свой поэтический труд менее значимым, чем, например, деятельность людей других профессий: простых рабочих, солдат и т.д. В пятидесятых он решился написать несколько произведений, которые посвящены теме поэта и назначении его творчества. В том числе, в данном стихотворении.
Стихотворение написано в традициях реализма. Жанр ― философская лирика.
Основная тема ― поэт, его право и назначение. Автор рассказывает о том, как он видит себя, как поэта, в чем заключаются его поэтическое взгляды, и как он их выражает. Автор говорит о том, что поэт имеет право на свободное высказывание. Он упоминает Льва Толстого, словно этический ориентир, но к которому не стремится, а хочет остаться собой, со своим мнением. Автор тверд в выражении своей позиции, которую трудно подвергнуть сомнению. Стихотворение написано в период «хрущевской оттепели», когда творческих людей наделили свободой выражения. Может быть поэтому автор воспользовался этим временем, чтобы обозначить свое место среди поэтов и высказать мнение о своих правах, как человека. Поэтому еще одной темой стихотворения можно назвать свобода выражения собственной точки зрения без страха и без оглядки на цензуру.
Главная идея ― право поэта на выражение собственной мысли. Обычно творческих мастеров пытаются сравнивать. В советское время ― даже корректировать темы их произведений. Поэтому Твардовский пишет о том, что так не должно быть. Все поэты имеют собственное представление о жизни или каких-то вечных вещах и могут это мнение без тени страха и сомнений высказать. Поэтом может быть только свободная личность.
Настроение у стихотворения приподнятое. Герой напоминает оратора, который пытается высказать свое мнение, не боясь быть осмеянным. Он выражается простым и понятным языком. Его речь звучит твердо и убедительно. Герой признает, что уступает великому писателю, но уверен, что только он сам может выразить все то, что чувствует и знает, своими словами. Он понимает, что уступает другим талантливым писателям и поэтам, называя себе «лишь смертным», но считает свое творчество достойным уважения.
Автор скуден на художественные приемы, так как стихотворение написано в риторическом стиле. Автор использует повторы: «я это знаю» ― «знаю только я». Для усиления позиции героя много употребляет местоимение «я». Антитеза: Толстой ― бог, поэт (Твардовский) ― лишь смертный. Использует редкий для стихотворения знак препинания: двоеточие (для причинно-следственных связей). Оно усиливает монолог поэта тем, что он пытается именно что-то пояснить другим.
Стихотворение написано в форме трех катренов пятистопным ямбом с перекрестной рифмой (АБАБ ― женская, мужская).
Стихотворение вызывает уважение к поэту. Он убедителен в то, что каждый имеет свободно выражать свои мысли в творчестве, и с этим нужно считаться.
Анализ 2
Стихотворения Твардовского по большей части посвящены каким-то конкретным, не пространным сферам и не часто он рассматривает вопрос собственного предназначение, фигуру поэта в этом мире. На самом деле подобное отношение является немного странным для этой профессии, ведь, по сути, часть профессиональной деятельности тут заключается именно в рефлексировании, проще говоря, в том, чтобы копаться в собственной личности.
Вся суть в одном-единственном завете.. – стихотворение, одно из немногих, которые представляют воззрение поэта относительно роли этой профессии и его собственной личности.
Выглядит его признание и своеобразная поэтическая исповедь довольно уверенно и даже самоуверенно, но тут нужно сделать небольшую ремарку и понять в какой период писалось стихотворение. Оно написано во второй половине 50-х годов, сам поэт предварял собой эпоху шестидесятников, того свободного поколения, которые говорили именно так самоуверенно и ясно.
Помимо этого эти люди и Твардовский в том числе, были преемниками Хэмингуэя, частично отголоски отношения к миру этого писателя слышатся и в строчках Твардовского, он говорит точно, сурово и честно. Сам Хэмингуэй говорил именно о писании правды, чтобы писатель писал только о чем действительно знает. Данное творческое кредо, своеобразный литературный завет видим и здесь: «Я это знаю лучше всех на свете.. знаю только я.»
Фиксация на личном опыте личном постижении действительности определяет отношение поэта к действительности и творческой задаче. Да, он «лишь смертный», но «за свое в ответе» и никто не может сказать данного ему. Причем речь не просто о каких-то словах, но именно о чем-то действительно ценном и постигнутым с трудом и усилиями.
Такое отношение определяет глубокий гуманизм по отношению к людям вообще, не только к поэтам. Ведь читатель тоже может поразмыслить и понять, действительно, вероятно, есть нечто данное только ему, возможно даже, только ему понятное, путь не такое значительное или не особенно интересное и заметное, но действительно известное, известное только ему. Поэт также настаивает на высказывании этого постижения, в каком-то смысле он не только говорит о личном отношении и намерении сказать «так, как я хочу», но и о возможности и потребности для каждого говорить, проявлять себя с ответственностью, с предварительным трудом и ясной оценкой, но проявлять, сказать, то чего не может быть сказано другими.
Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете по плану