В Возвращении на Родину Есенин пишет про собственную малую родину, про родную деревню, куда он приехал совсем взрослым и состоявшимся поэтом. Как известно, Есенин не только не принял советскую власть, но и мог себе позволить довольно вальяжно отзываться об этой власти.
Творческая интеллигенция того времени условно разделилась на тех, кто спешно уезжал из страны и тех, кто остался и стал частью новой системы. Только немногие могли позволить себе не смириться с новыми порядками, но они платили весьма дорого за подобное, как, например, Ахматова или Гумилев. Есенин в свою очередь пренебрежительно относился к Советам, с издевкой и подначивая власти выпячивал антисемитизм, но он был любим и ценим народом, поэтому мог себе подобное позволять.
Описывая собственное возвращение на Родину, он рассказывает о переменах, которые видит в родном селе. Наиболее существенные касаются духовного уклада. Более никакого креста над колокольней, иконы выбрасывают, а там ставят портрет вождя пролетариата.
Написать нечто наподобие «мне Ленин – не икона» или «Маркса и Энгельса не читал ни в какую погоду» — было на тот период существенной издевкой, но также в этом заключался голос разумного и независимого человека. Есенин описывает как сменяются эпохи, прежний, традиционный уклад, который близок и ему самому сменяется на нечто прогрессивное и чем более грустят представители предыдущего поколения, тем более радуются молодые. Поэт пишет как его сестренка начинает зачитывать из Капитала, который стал новой Библией, он иронично описывает этот энтузиазм и как носительница новой идеологии во всем его «за шиворот берет».
Конечно, поэт – не политик и ему остается только сохранять разумное и честное отношение к действительности. Есенин пишет о любви к своим близким людям, он с пониманием относится к переменам. При этом, может утверждать «я знаю мир» — такое утверждение исходит от человека, который действительно глубоко знает мир во всех смыслах.
Довольно забавно и немного цинично поэт пишет про собачонку, которая лает по-байроновски, то есть с преданностью и, узнав Есенина, которого не узнали многие в деревни. Эта вечная собачья преданность как бы противопоставляется переменам, которые претерпевает человечество и в подобном сравнении возможно прочесть намек на некоторую нелепость существования. Недавно люди молились, а теперь поклоняются каким-то вождям и преданность сохраняют только собаки.
Вариант 2
В произведении «Возвращение на Родину» поэт пишет о своей малой Родине, родной и знакомой с детских лет деревушке, которую он приехал навестить уже повзрослев и состоявшись как поэт. Всем известно, что Есенин не желал принимать советской власти и даже осмеливался нелестно о ней отзываться.
Интеллигенция жившая в те годы стала покидать родную страну. Лишь немногие могли что-то высказывать против и не мириться с новыми условиями. Есенин выделялся саркастическим и пренебрежительным отношением к власти, но он обладал любовью народа, которая позволяла ему такое поведение.
Повествуя о своем возвращении на родную землю, поэт видит кардинальные перемены. Наиболее важные относятся к духовному укладу. С колокольни сняли крест, готовят к выбросу иконы, а их место занимает портрет вождя пролетариата.
Есенин смел утверждать, что Ленин ему не икона и Энгельса с Марксом он не читал ни при какой погоде. В этих словах заложен разумный и независимый голос. Поэт ведёт описание того, как меняется целая эпоха, традиционный уклад близкий ему движется в сторону прогресса. Чем больше грусти в глазах старшего поколения, тем больше радости у молодого, у которого нет желания жить по старым традициям. Капитал становится заменой Библии. Поэт подшучивает над энтузиазмом сестры, которая старается погрузиться в новую идеологию.
Есенин не входил в политический круг и ему оставалось только пытаться сохранять рассудительный и честный взгляд на действительность. Поэт пишет о любви по отношению к дорогим и близким людям, он старается с пониманием отнестись к кардинальным переменам. При всем этом он утвердительно говорит, что знает этот мир.
С некой долей иронии поэт вводит в стихотворение образ собачонки, которая издаёт лай по — байроновски, что значит с особой преданностью. И она узнает Есенина, которого многие жители деревни не признали. Такая преданность собаки служит противопоставлением всем переменам, которые происходят повсеместно. В данном сравнении прослеживается намёк на некоторую жизненную нелепость. Только недавно люди поклонялись иконами, а теперь молятся вождям и только верные собаки способны сохранять преданность.
Анализ стихотворения Возвращение на Родину по плану