Анализ стихотворения Влас Некрасова

Во многих своих произведениях Некрасов поднимал тему раскаявшегося грешника. В стихотворении «Влас», написанном в 1855 году, эпическое повествование с фольклорными элементами своеобразно воплотилось в лирическом тексте, что послужило более полному пониманию образа главного героя – простого русского мужика. Простота изложения, песенные напевы народного сказа – отличительные особенности этого стихотворения религиозной тематики.

В начале стихотворения Влас предстает странником, собирающим подаяния на строительство храма. Он седой, смуглолицый, высокий и прямой старик со шрамом на щеке, одетый в армяк с распахнутым воротом, худые ботинки, с непокрытой головой. Он носит на теле вериги и на груди медную икону. Про него ходит недобрая людская молва, что прежде был он великим грешником. Будучи крутого нрава, свою жену забил до смерти, покрывал конокрадов, не гнушался в голодное время втридорога драть с соседей за скупленное ранее за гроши зерно. Отбирал у пахарей-тружеников последнюю рубаху, грабил даже нищих. Дали ему в народе прозвище «кащей-мужик».
Не было Бога у него в душе, не щадил он никого ради наживы. Но сломал его тяжкий недуг, слег он в мучениях на год, и не мог помочь ему даже знахарь. В бреду ему мерещилось, что видит он страдания грешников в аду. Описание картин ада поэт дает в понятной для простого мужика фольклорной форме: грешников терзают проворные черти, «ведьма-егоза», «ефиопы», «крокодилы, змии, скорпии». И прочитал там Влас хартии, на которых записаны его собственные грехи. У порога смерти понял, что причина хвори в содеянном, и дал обет за исцеление построить храм. Бог внял его молитвам.

Чудом избежав смерти, придя к покаянию, роздал все имущество, ибо на неправедные деньги нельзя совершать благие деяния, и стал просить смиренно милостыню на строительство храма. Более тридцати лет прошло в скитаниях по города и селам, побывал на Каспии, в Москве и Петербурге. И студеными зимами, и в летний зной странствовал он по Руси, собирая посильные пожертвования на праведное дело. Очистившись от скверны прежнего стяжательства и корыстолюбия, питаясь лишь подаянием, обет он соблюдает строго, проявив стойкость и духовную силу в служении. Влас, испытав лишения и нужду, преодолевая невзгоды и проявив смирение, становится на путь праведника.
У людей блаженный странник вызывает чувство уважения, прохожие помогают ему в подвижничестве, внося трудовую лепту для Божьего храма. Завершается стихотворение авторским замечанием, что на деньги, собранные народом, на родной земле выстроено множество церквей.
В этом образе Некрасов отметил свойственную именно русскому человеку черту: может он быть неистовым и в грехах, и в раскаянии. Эта мысль найдет дальнейшее развитие и воплощение в творчестве многих писателей. У самого Некрасова тема греха и его искупления будет отражена в легенде «про двух великих грешников», которая войдет в его последнюю поэму «Кому на Руси жить хорошо».
Вариант 2
Если говорить в рамках религиозной традиции, то ничего так не радует Господа как слеза грешника. К примеру, если обратиться к христианству, то легко вспомнить о том, где в основном и кому проповедовал Христос.
Некоторые из его апостолов вообще были мытарями, то есть сборщиками податей и, более того, они собирали с людей в пользу римской власти на оккупированной этой властью территории. Мягко говоря, такие люде не особенно ценились народом, да и, вероятно, не обладали особыми этическими идеалами. Также мы помним и другие истории о том как Христос обращал на верный путь заблудшие души.
Дальнейшая история христианства тоже во многом основана на мотиве раскаявшегося грешника, который осознавая свои недостатки, обращается в верную сторону и начинает подвижничество. Таких много среди святых, к примеру, Мария Египетская. Так или иначе, речь идет о сюжете, когда вера и осознание собственной греховности полностью меняют человека.
Этот сюжет использует и Некрасов в своем стихотворении Влас, в котором главным героем выступает некто мужик или «дядя Влас», который много грехов натворил за свою бытность простым человеком. Он укрывал конокрадов, использовал не самые благостные финансовые схемы, для того чтобы наживаться на людях. В общем думал только о себе и в итоге накопил много грехов.
Поворотным эпизодом в его биографии становится тяжелая болезнь, которая приводит к взыванию к Господу. Как правило, многие люди именно так обращаются к религии, именно так вообще вспоминают о каких-то высоких субстанциях. Ведь когда ситуация является нормальной, то все блага считаются будто причитающимися изначально, а если недобрые дела не наказываются, то люди вообще начинают чувствовать себя весьма вальяжно.
Различные невзгоды такие как болезнь способны усмирить. И именно болезнь усмиряет Власа, который начинает молиться, ведь знахарь не может ему помочь. В бреду он видит адские миры и список собственных грехов, муки грешников.
Исцелившись чудесным образом и раскаявшись в собственных поступках он становится странником, который ходит по городам и собирает на строительство храма. По сути, этот Влас становится святым подвижником, который держит своеобразный перманентный пост и следует данному слову. Именно так вера способна поменять даже самого закоренелого грешника и сделать из него благостного человека.
Анализ стихотворения Влас по плану

Оцените статью
Smart-pixel.ru