Поздние стихи Есенина, к которым относится и «Вижу сон», представляют собой зачастую произведения наполненные тоской и разочарованностью. Лирический герой, который по большей части сам Есенин, грезит о чем-то возвышенном, а потом разочарованно смотрит на действительность и понимает, как она далека от идеала.
В образе всадницы на белом коне, которая описывается как нелюбимая, возможно рассмотреть самые разнообразные мотивы. Тут есть и подлинные героини из и биографии поэта, которые со временем практически всегда оказывались нелюбимыми и в которых Сергей Александрович не мог отыскать чего-то действительно стоящего, тут есть и образ новой Руси, которая вытесняет образ Руси березовой, есть и надвигающаяся гибель. Стихотворение Есенин написал летом 1925, то есть за несколько месяцев до собственной гибели, которую с высокой вероятностью принесла новая, совсем не березовая Русь.
В своем воззвании поэт обращается к березе, как типично русскому сказочному персонажу, через которого может отыскать поддержку. Он просит березу удержать нелюбимую, в которой во многом прослеживаются черты самых разнообразных негативных сторон существования от гибельности как таковой до грязной иллюзорности и опять-таки разочарования действительностью. При этом далее стихотворение как бы завершается исповедью, которую возможно трактовать как исповедь этой самой березке.
Есенин объясняет, почему он и для чего, он за эту прыть и чтобы сердцем не остыть, он за березовую Русь. Он признает различные стороны собственной личности, но тут наблюдается только мотив своеобразного юродства или просто выполнения собственной высокой роли для высшего идеала. Именно поэтому он и просит березку удержать нелюбимую, то есть не дать деструктивности прикоснуться к себе.
Тем не менее, завершение выглядит как принятие некой неизбежности или даже своеобразная капитуляция перед бездной. Есенин хочет примириться с нелюбимой, опять-таки за березовую Русь, но таким шагом он, безусловно, отдает намного больше, чем следует отдавать, его смирение в этом смысле выглядит чрезмерным. При этом, вероятно, никакого другого варианта и не остается, ведь та самая, в которой свет, также и та, которой в мире не существует, соответственно, в этом мире остается только примириться с нелюбимой, каким бы печальным не являлся этот поступок.
Вариант 2
Стихотворение «Вижу сон. Дорога чёрная» было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания. Героями данного действия оказываются автор и два, противопоставленных друг другу, образа женщин «нелюбимая» и та, в которую влюблён лирический герой. Образ своей любимой герою кажется фантастичным и он осознает, что в реальном мире такой не существует.
Самое начало стихотворения апеллирует к условному художественному пространству, которое порождено сонным состоянием героя. Акценты в черно — белой цветовой гамме воображаемой пейзажной зарисовки не характерны для творчества Есенина. Такая сдержанная подача цвета некоторых литераторов приводит к мысли о мотивах носящих апокалипсический характер. Нелюбимый женский образ наделяют сущностью смерти, которая торопится к лирическому герою.
В тексте превалирует фольклорно — песенный жанр, который служит опорой для размера четырехстопного хорея. Действие идёт с соблюдением сказочных законов, герой обращается за помощью к символу родной Руси — березе.
В третьем шестистишии меняется настроение героя. Смена мыслей происходит во время того, как он наблюдает за гордым шествием коня, который идёт сквозь таинственный свет. Еще одной причиной для пересмотра жизненных ценностей стало осознание безнадежного стремления к мистическому счастью, ведь идеальная невеста — это всего лишь плод яркой фантазии.
Композиционная структура произведения состоит из четырёх шестистиший, которые объединены парной рифмовкой ААВВ «чёрная — упорная», » на коне — ко мне». В стихотворении используется множество художественных средств выразительности, такие как, эпитеты «дорога чёрная», «белый конь», «берёза русская», «березовая Русь». Анафора «едет — едет». Сравнение «ветками, как руками меткими», «милая, как сон».
Заключительная часть подводит итоги всех раздумий героя, который представляет себя в образе хулигана готового принять то, что находится рядом. Он принимает решение о примирении с образом нелюбимой женщины, или даже принимает и осознает неизбежный приход смерти.
Анализ стихотворения Вижу сон. Дорога чёрная по плану