Произведение относится в раннему творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой лирическую элегию.
Основной темой стихотворения поэт изображает пограничное состояние природа, пробуждающейся от зимнего сна и ощущающей приход теплого, солнечного времени года.
Композиционная структура стихотворения представляет собой всего лишь два четверостишия (катрена), в которых лирический герой, ведущий повествование в произведении, наблюдает за одухотворенностью просыпающейся природы.
Структурно композиция выстраивается в схему, демонстрирующую взаимосвязи человека и природы в виде их родственной близости, основанной на многолетних наблюдениях.
В качестве стихотворного размера в стихотворении «Весна во дворе» применяется четырехстопный ямб в сочетании с перекрестной рифмовкой, подчеркивающие торжественность и приподнятость настроения лирического героя, выражающего свои невыразимые словами чувства и ощущения.
Среди средств художественной выразительности в произведении поэтом используются разнообразные формы метафор и эпитетов, а также с целью звуковой иллюстрации чувств лирического героя риторические восклицания, передающие радостное ощущение в связи с наступлением весеннего времени года. Кроме того, звуковая ритмичная динамика повествовательного содержания подчеркивается использованием устаревших слов в виде «песнь», «прядают», «эфир». Также в произведении применяется прием синтаксического параллелизма, который поэт используется для акцентирования главной мысли стихотворения, выражающейся в предвосхищении природных изменений, происходящих в постепенном движении, ощущаемых лирическим героем.
Отличительной особенностью стихотворения «Весна во дворе» является отсутствие в повествовательной сюжетной линии преобладающего описания весеннего пейзажа. Поэт демонстрирует приход весны всего лишь кратким упоминанием пары небольших штрихов, которых достаточно для читательского воображения наступающей весенней погоды (в оврагах громко журчат ручьи, на горке начинает зеленеть рожь).
Смысловая нагрузка стихотворения, выраженная в краткой повествовательной форме, передается автором в лаконичном поэтическом виде, перекликающимся и настроением лирического героя, и с состоянием оживающей природы, когда четверостишия наполняются душевным необыкновенным подъемом в сочетании с неосознанной до конца радости.
Финал произведения «Весна на дворе» демонстрирует в виде прихода весны победу всего живого над грустью и печалью, желая наслаждаться полнотой существования и мечтая о постоянном внутреннем и внешнем обновлении.
Краткий анализ
Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью тонко чувствовать зарождающуюся жизнь, это переходное состояние всегда радовало и очаровывало поэта, особенно в молодые годы, когда его жизнь не была омрачена любовными переживаниями и тревогами.
В его пейзажах встречаются отличительные черты, которые мог увидеть только очарованный внешней красотой молодой человек. Он считает весну фактически спасительным средством, которое может спасти от зимней спячки не только природу, но и его израненную душу.
Поэтому в 1855 году на свет появляется стихотворение «Весна во дворе», которое точно подмечает происходящие изменения, хотя из конкретных черт автор дает только два- три описания, в голове читателя складывает полная картина происходящего. Каждый мог пережить подобные изменения в своей жизни, поэтому с легкостью их представляет.
Как всегда, автор затрагивает извечные вопросы, которые он не может выразить, он обращает внимание на подобные темы только в стихах, при этом никому не открывает своей души полностью.
При этом Афанасий Фет противоречит сам себе, порой он говорит, что выразить некоторые порывы души порой невозможно ни словами, ни поэтическими строчками, с другой стороны он говорит, что человек гениальный по своей натуре может описать словами любое, даже мимолетное движение и своей души, и души чужой.
При этом общее настроение стихотворения можно описать как приподнятое и торжественное. На протяжении восьми строк, поэт дважды использует восклицания, которыми передает радость от смены времен года.
В конце он снова поднимает вопрос, который часто встречается в его лирике, он снова разделяет вечное с пленным, старается сравнить смерть и рождение, на фоне весны, которая вступает в свои законные права и набирает обороты.
Он пытается выяснить, почему весна играет такую роль в жизни природы и заканчивает повествование весьма оптимистичными строчками, еще весну переживешь говорит автор, в его сердце живет надежда на лучшее, он старается бороться с отрицательными мыслями, наверное именно поэтому стихотворение автора получается возвышенным и оптимистичным.
Анализ стихотворения Весна на дворе по плану