Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра. Автор с состраданием пишет о невыносимой доле крестьянки живущей в российской деревне. Труд для неё является неотъемлемой частью и после отмены крепостного права жизнь труженицы не становится легче.
Некрасов описывает подлинное существование женщины исходя из её реальных условий. Труд этот изнуряющий своей нескончаемостью лишает жизнь человека всякого смысла.
Главной темой произведения является тягостная женская участь, которая напрямую связана с судьбой. Поэт представляет женщину в образе матери всего русского племени. Так образ оказывается в некоторой степени возвеличенным.
Основная мысль, которую пытается донести автор до своего читателя это проявить сочувствие и сострадание по отношению к горемычной матери.
Стихотворение начинается строчкой «В полном разгаре страда деревенская», которая напрямую указывает на место происходящего действия. Выражается это все в метафоре «страда деревенская», что означает наступление изнурительной сезонной работы, которую можно сравнить только со страданием.
Автор прибегает к помощи метафор, чтобы более образно выразить страдания женщины в России, которая вянет и выбивается из последних сил.
Образ женщины преподносится с помощью эпитетов: многострадальная, бедная, голая.
Также эпитеты дают наиболее яркую характеристику окружающей природе, которая палит зноем и создает более тяжёлые условия.
Суффиксы с уменьшительно — ласкательным значением: ноженька, долюшка, квасок придают произведению напевность и мелодичный окрас.
Произведение тематически можно разделить на три части. Сначала идёт описание тяжёлой доли женщины в России. Далее следует наглядное доказательство этому. Крестьянка даже поранив ногу продолжает работать. И лишь заплакавший ребенок на время прекращает её труд. Заключительная часть связана с недолгим отдыхом.
Женщина так устала, что даже не в состоянии успокоить ребенка. Она рыдает вместе с ним. А автор, кажется, плачет с ними вместе.
Произведение выполнено в размере дактиля, в котором идёт чередование трех и четырехстопных строк. Такая последовательность придает некоторое сходство с народным причитанием, которое способно выразить всю горечь слез.
Вариант 2
Одной из основных задач для представителя творческой интеллигенции является рефлексия и выражение страданий народа. Как правило, представители простого люда являются безмолвными, в метафорическом смысле, конечно. Возможно, они хотели бы выразить собственные чувства, но не могут, не умеют.
Именно для этого (в том числе) и нужен поэт, для того чтобы выразить словами страдания и беды своего народа, для того чтобы служить как бы гласом народа. Ведь таким образом творческий человек может бороться с угнетением и несправедливостью, он может предавать гласности самые негативные феномены.
Некрасова равно как многих других интеллигентов его времени волновала судьба своего народа. Представители высшего света к тому времени довольно детально изучили европейский опыт, который не шел ни в какое сравнение с культурой, одной из основ которой были угнетенные крепостные. Как известно такое положение дел является феноменальным, так как, если, к примеру, в Америке тогда тоже использовали рабство, но рабов завозили из других стран, то в России в роли рабов выступала основная часть людей, изначально страну населяющих.
Тяжелая доля людей создавала волнение и намерение как-то освободить народ от подобных тягот и невзгод. Именно поэтому Некрасов обращается в своем стихотворении к столь колоритному женскому образу, образу работящей крепостной, которая и вскармливает ребенка и пашет хлеба. В этой фигуре проявляется невероятное терпение и стойкость, которые могут быть присущи только людям действительно крепким духом.
Тем не менее, Некрасов не восхваляет эти положительные качества, он делает акцент именно на несправедливости подобного положения дел. Фигура многострадальной матери тут олицетворяет всю Россию полностью, которая тоже тяжело вскармливает своих сынов, заботится о каждом, но преодолевает существенные трудности. Вся судьба русского народа во многом является судьбой страданий и угнетения и подобного опыта трудно найти где-либо еще.
Главная героиня стихотворения предлагается практически в полностью безликом образе. Даются только какое-то отдельные, но довольно типичные детали наподобие косынек, которые растрепались или ребенка, которого нужно качать. Вероятнее всего, в деревенскую страду такие картины легко было увидеть повсюду в самых разных селах, где именно так проливали свой пот многочисленные русские женщины.
К слову сказать, довольно интересным является созвучие слова страда и слова страдание. Понятное дело, по смыслу страда относится к период сельскохозяйственных работ, но созвучие все-таки является интересным в рассматриваемом контексте. Ведь, по сути, именно на такой страде/страдании и развивается русская земля, даже не столько на труде, а именно на страдании, которое льется из людей.
Эту деталь льющегося страдания поэт неоднократно подчеркивает различными жидкостями, которые проистекают из лирической героини: «кровушка», «слезы», «пот». При этом пьет она тоже в какой-то степени страдание, кислый квасок вперемешку со слезами. Некрасов в свою очередь выплескивает субстанцию страдания на бумагу, создавая печальный перелив ручейка слов.
Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская по плану