Лирическое стихотворение «Узник» написано М.Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», которое не одобрили высокопоставленные чиновники. За свое творчество автор попал под арест. Так как писать в тюре было не на чем, то Лермонтову приходилось икать подручные средства: спички, вино, сажа, кусочки серой бумаги от хлеба.
Стихотворение «Узник» написано четырехстопным хореем. Сюжет произведения условно можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой оптимистичный, желает жить, он уверен, что воля близка. В душе арестанта есть надежда на спасение. Он представляет себя ветром в степи. И в то же время герой тоскует по черноокой девушке и смелому коню.
Во второй части стихотворения все надежды героя рухнут. Он начинает осознавать, что свобода далеко от него, на воле только его конь, который разгуливает по широким полям. В завершающей части говорится о безвыходности героя. Узник чувствует себя одиноким и никому не нужным. Кругом голые стены, лампа, которая скоро потухнет. А видит он только часового, который гуляет за его дверями. Часовой будто смерть поджидает узника. Сюжет произведения можно трактовать иначе: в юности человек строит планы и возлагает надежды на лучшее будущее, с годами начинает осознавать, что жизнь пролетела и финал уже близок, а в конце – каждый остается один на один со смертью.
Тема произведения – свобода и воля. Для узника она кажется неосуществимой мечтой.
В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов использует перекрестную рифму, а в конце – парную. В произведении автор использует средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры.
Таким образом, узник стремится к свободе, но осознает, что это желание неосуществимо. У него не осталось сил бороться с несправедливостью, и он готов сдаться.
Вариант 2
Стихотворение Лермонтова написано в 1837 году, когда он оказался в заключении за свое творчество. Подобная ситуация позволяла поэту сконцентрироваться на творчестве и в заточении он создал ряд интересных пьес, но мотив потребности к освобождению, выходу из заточения также преобладал в творчестве и Узник является характерным тому примером.
Лирический герой тоскует по воле и стремится увидеть девицу-красавицу, сесть на коня и скакать по полю. Тем не менее, ситуация не позволяет ему вырваться на волю, он остается в одиночестве, в заточении, где только тускло светит луч лампады. За дверьми Лермонтов слышит часового, который своими шагами отмеряет срок заключения.
Нужно сказать стихотворение вполне соответствует общему настроению и вектору романтической лирике, которая была свойственна для Лермонтова. Мотив потребности вырваться из заключения является более чем распространенным.
Поэт-романтик вообще стремится освободится и оказаться в каком-то ином идеальном пространстве. Если он оказывается в городе, то гнетущим становится мир цивилизации, разврата и примитивных нравов, которые в свою очередь побуждают потребность наслаждаться естественностью, тяготеть к земле и нравственному совершенству. Более того, если такой герой оказывается там куда стремится описываемый Лермонтовым узник, то есть на коне в поле и объятьях черноглазой девицы, то и там может начать тяготиться сложившейся ситуацией и стремится к каким-то более высоким идеалам.
Таким образом, для поэта романтического склада, в целом, одним из превалирующих намерений является потребность выбраться к какому-то более высокому идеалу, который может рассматриваться в образах идеального общества в грядущем или возвращения к корням, например былинной юности человечества, когда земля была чиста и полна сильными людьми. В любом варианте образ тюрьмы и заточения в этом стихотворении может трактоваться в том числе и метафорически как некое программное рассуждение в рамках поэзии романтизма. При этом не следует отрицать и вполне банальную трактовку о грустном поэте, офицере, который оказался в застенках.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник» 9 класс
Михаил Лермонтов, наряду со многими поэтами своего времени, с рвением отстаивал свои права, вел борьбу с властью за справедливость и честность. Он не боялся острых высказываний в сторону правящей «верхушки». Так, стихотворение «Смерть поэта» стало для Лермонтова «билетом» в Петербургскую тюрьму. Но, как известно, талантливый поэт может творить в любом месте, даже в заточенье. Именно в это время, холодным февральским днем 1837 года, Михаил Юрьевич написал одно из своих знаменитых стихотворений «Узник». По словам современников, Лермонтов создавал это произведение на бумаге, в которую заворачивали хлеб, а вместо пера он использовал спички и сажу. Стоит заметить, что первая публикация этого стихотворения состоялась уже через три года – в 1840 году.
В некотором смысле стихотворение имеет автобиографические отголоски. Антитеза – это основной «строительный материал» произведения. Противопоставления встречаются в каждой строфе. Темница – как символ одиночества, а сияние дня – это свобода. Для него, узника – актуальна тюрьма, а для черноокой девы – светлый терем.
Автор предоставил читателю произведение из трех строф, композиция которых не типичная – каждая состоит из восьми строк. Первое так называемое «восьмистишие» наполнено оптимизмом и мечтами о воле. Автор мечтает о свободе, символами которой являются черноглазая деву, черногривый конь, степь и ветер.
Вторая строфа приближает читателя к реальным мыслям автора. Лермонтов понимает, что свобода – это мечта. Свои несбыточные желания он сменяет «трезвым» взглядом на вещи. Михаил Юрьевич понимает, что окна в темнице слишком высоко, да и замок на двери никуда не денется. Реальность в том, что девушка и конь – очень далеко. Хотя, в его душе еще теплится надежда. Автор до сих пор вспоминает о зеленых полях, о ветре. Наверное, в тот момент Лермонтов противопоставлял себя тому черногривому коню, который «без узды, один, по воле». А вот в третьей строфе в чувствах автора читается безнадежность. Об это становится понятно уже из первой строки. Лирический герой четко осознает свое одиночество, единственным его «сокамерником» остается тусклый свет лампады, который символизирует некий «свет в конце тоннеля», но он тоже угасал. Даже конвоир не посещает камеру автора, а звучно-мерными шагами ходит за дверями.
Четырехстопный хорей, дополненный пиррихием, четко подчеркивают драматизм ситуации и трагедию главного героя. Важно и то, что Лермонтов использует сложные предложения и большое количество многоточий. Все эпитеты и сравнения очень грамотно вписаны в текст. В любом случае, стихотворение очень динамичное. В нем очень много движений и действий. Даже то, как автор описывает переход от радости к унынию, не является статичным событием.
6, 7, 8, 9 класс
Анализ стихотворения Узник по плану