Топи да болота – стихотворение раннего периода творчества Есенина, которое написано в 1914 году. Тогда поэт только искал форму и содержание для этой формы.
Основными отличительными особенностями творчества тогда становились и оставались практически до самого завершения (хотя после 1920 годов Есенин немного поменялся) тема русской природы и использование в стихотворениях специфической деревенской лексики, слов из, скажем так, русского народного словаря.
В этом стихотворении отчетливо прослеживаются две эти детали. Речь идет о родном крае, который вспоминает лирический герой, отправляясь как бы во внутреннее умственное путешествие по родным просторам, которые дают возможность понастальгировать и зарядиться силой.
Описание родного края в свою очередь выполняется с использованием довольно интересных слов, некоторые из которых по всей видимости могут частично быть и частью словотворчества самого поэта. К примеру, лес тут взвенивает хвойной позолотой. Довольно интересный способ описать визуальное восприятие (так как цвет позолоты хвои относится именно к такому) через глагол звукового восприятия, слово взвенивает явно имеет корни в глаголе звенеть.
Использование характерной лексики перемежается с одушевлением природы, которое свойственно есенинской лирике, темные ели тут не только спят, но и видят сны, ракиты тут могут слышать ветер. Также деревья в лесу обладают кудряшками, то есть элементом вполне человеческой прически.
Насыщенность жизненностью, единство элементов природы, к которым также добавляется и человеческая деятельность (обоз, который двигается через луг) представляет собой один из основных мотивов, которые свойственны подобной лирике Сергея Александровича. Он не просто рисует картину из разных элементов и описывает происходящее, совершенно не просто. Поэт специально наделяет природу человеческими чертами, а элемент людского присутствия делает гармонично включенным в движение природы.
Именно таково ощущение родного края, который видится единым и цельным пространством. Именно так видел, вероятно, Есенин и традиционную Русь, как некую гармонию всех элементов.
Анализ стиха 2
Стихотворение Топи да болота относится к ранней пейзажной лирике Есенина. Чувствуется фирменный авторский стиль, но он явно не доведен до того совершенства благодаря которому Есенин приобретет свою известность и признание публики.
Используются характерные сравнения, которые делают поэтический язык Есенина таким своеобразным и глубоким. Небеса сравниваются с платом, который может служить не только предметом гардероба, но и частью церковной службы. Интересным является слово взвениевает, при помощи которого автор старается описать эффект от осенней расцветки леса.
На мой взгляд, немного разочаровывающими выглядят заключительные строки, которые говорят о родном крае. Как-то чрезмерно банально они описывают полувосторженные чувства субъекта речи, который восклицает толи от тоски, толи от какого другого чувства, которое вздымается в его душе после того как он охватывает взором этот самый забытый и родной край. Есть в этих строчках какая-то детскость и банальность, которая совершенно не свойственная более поздней лирике Сергея Александровича, но тут складывается ощущение будто от школьного стихотворения, написанного талантливым, но молодым учеником.
Однако тем интереснее стихотворение, так как появляется возможность увидеть как бы прорастающие растения есенинской лирики, тут только в зачатках проявляются основы творчества. К примеру, вот ели, которым снится гомон, ведь на самом деле они наделяются человеческими качествами – спать и видеть сны. Такой прием является более чем характерным для более позднего творчества поэта, в дальнейшем он приобретет невероятное умение наделять природу человеческими свойствами и делать из всего мира нечто наподобие полностью ожившей и сознательной системы, в которой каждый элемент пребывает в гармонии с остальными.
Также и далее продолжается этот прием. Ракиты тоже «слухают» ветер, то есть они обладают собственными чувствами. Именно они являются жителями того пространства, которое описывает поэт, то есть край оказывается условно забытым, на самом деле он населяется множеством живых существ.
Пейзажная лирика дополняется образом человеческого присутствия, которое рисуется частью природы. Обоз едет как бы сам, он пахнет липовыми деревьями – в этом связь с природой. Обоз остается частью природы, деревом, только в другой форме.
Анализ стихотворения Топи да болота по плану