Как ни банально, но в данном случае название творения говорит само за себя: практически с самого начала читатель может догадаться, что речь пойдет о религии и духовности. Однако в каком ключе будет идти повествование можно понять, только лишь проанализировав прочитанное.
Следует отметить, что Алексей Толстой был довольно религиозным, верующим человеком. Мало того, поэт считал, что православие для русского человека религия «генетическая», потому основы ее могут быть впитаны младенцем с молоком матери, и подобное является правильным – не потому, что иного варианта нет. А потому, что иначе и не может быть.
Однако не все так просто. В стихотворении четко прослеживается образ человека, вернувшегося на Родину из далеких краев. И именно родная земля ассоциируется у героя с православным храмом. Потому, слыша звон колоколов, у него возникает искреннее желание очистить свою душу и мысли от грехов, поплакать и покаяться.
Можно сказать, что как автора, так и героя просто переполняют чувства, заметна так называемая «добрая грусть». Заслышав такие родные и близкие звуки благовеста, человек как завороженный вслушивается в них, забывает обо всем плохом, ему хочется вознестись душою все выше и выше, прикоснуться к небесной чистоте.
Первые строфы стихотворения представляют собой описание православного храма, далее же описываются довольно двойственные чувства героя, в которых сплетены радость и грусть, приятные ощущения и боль, тоска и ликование.
Структура стихотворения также довольно занятна: первая часть представляет пару законченных предложений с восклицанием в конце, что в поэзии встречается не так уж часто. Также интересным является то, что двустопный ямб Толстого по своему ритмическому рисунку напоминает звон колоколов. Совпадение? Не думаю.
Используются эпитеты: «зов призывный», «храм пятиглавый», «край родимый» и олицетворения: «сердце дрожит и тает», «звон зовет и манит», что делает стихотворение еще более проникновенным и живым. Поскольку сам Алексей Толстой не мыслит Россию без православной религии, то и его герой также ассоциирует Родину именно с этим православным храмом, возле которого он услышал благовест.
Кстати, сам автор посвятил определенный отрезок своей жизни дипломатической службе, потому, не понаслышке знал, что такое жизнь на чужбине, и какое душевное тепло можно впоследствии ощутить, наконец, оказавшись дома, где, как говорится «и стены помогают».
Возможно, не стоит быть столь категоричным, но иногда возникает ощущение, что в данном творении поэт описал не чьи-то, а именно свои ощущения и эмоции, которые были испытаны после появления в родном краю.
Анализ 2
У любой конфессии существуют свои знаки и обозначения, отличительные особенности. В православной вере одной из подобных типичных черт оказывается набатный благовест, ему причисляют дар освобождать людские сердца от дьявольщины. Шансы объяснить речью те впечатления, которые ощущает личность, слушая его, принимались многократно. Впрочем, наиболее успешно в этом преуспело творчество Алексея Толстого, который в 1840 году создал известные стихи “Благовест”.
Молодость юного автора, сатирика и писателя пролетела в семейном имении его матушки на Черниговщине, и верующая бабушка всегда брала молодого Алексея в церковь. Следственно одни из наиболее блестящих его картин прошлого соединены с духовным богослужением и набатным благовестом.
После нескольких десятков лет переместившись в Петербург, писатель долго восхищался монастырями холодного русского города, они будили в Толстом настоящую любовь, вдохновляли его на дальнейшее творчество. Только им уделено стихи “Благовест”, в которых писатель подмечает, как удар набатов “звучит так дивно и так уныло”. Он приводит автора в картины прошлого — в далекую не радостную юность, которая прошла без папы, потому что отец убежал из родного очага фактически после появления наследника. Чувствуя набатный благовест, писатель сознается, что “непонятной томим тоскою”, она диктует ему спасение от плача, избавляет от плохих воспоминаний.
Толстому точно есть в чем раскаиваться, потому что его идеальная честь аристократического звания опозорена отношением с состоящей в браке девушкой, Софьей Миллер. Только об этом болтают в Санкт-Петербурге, обвиняя юного дворянина в том, что он не обратил внимание на главных красоток города, уделяя особое внимание неприглядной даме, владеющей всего-навсего одним преимуществом — ярким умом.
Хотя на фоне покаяния в писателе рождаются и более серьезные отношения, которые наделяют его стойкостью противоборствовать знатным разговорам и слухам. Алексей Толстой подмечает: “Мечтой чудесною через пространства я лечу небесные”. В данный период его рассуждения заполнены девушкой, та, что отдана другому, впрочем, писатель не в состоянии отвернуться от нее. Отсюда его раскаяние при шумах церковного благовеста заменяется верой, от которой “сердце радостно дрожит и тает”. Действительно, это продолжается всего лишь миг: “звон благостный не замирает”, даруя ощущение безмятежности, радости и внутреннего покоя.
Анализ стихотворения Благовест по плану