Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.
Некрасов сравнивает русские просторы с заграницей. С одной стороны, знаменитые архитектурные достопримечательности Италии. С другой – им противопоставляются не Кремль или изящные дворцы Санкт-Петербурга, а просто русские поля.
Некрасов пишет, что бескрайние поля наполняют его силой. В них он воплощает образ могучей Руси. Она сильна не только потому, что обширна. Образ засеянных нив очень ярко демонстрирует другой ее источник силы – народ. Как колосья русские люди вновь и вновь рождаются, поколения сменяют друг друга. Поэт, вдохновленный этим образом говорит, что именно русская земля наполняет его силой.
Колосящиеся пшеницей просторы выбраны в качестве образа России литератором-демократом не случайно. От бескрайних нив он переходит к тому, кто их засеял, русскому мужику. Народ, которому желал помочь и служить Некрасов, изображен им мужественным, трудолюбивым, смелым и сильным. Он рисует картины прошедшей Крымской войны. Обращение именно к ней позволяет Некрасову одновременно выразить и героизм, и терпение народа. Война была проиграна, но русские показали, участвуя в ней свою стойкость. Автор, таким образом, говоря о русской армии, получает возможность избежать восхваления властей, к которым он относился весьма неприязненно. Опиши он в патриотическом стихотворении войну, окончившуюся победой, и его восхваления солдат достались бы и военачальникам и властям.
Некрасов изображает русские войска как бы издали. Поэт не рисует ярких образов отдельных солдат и каких-либо персонажей вообще. Они многочисленны и безымянны, как несжатая пшеница на поле.
Автор акцентирует внимание и на символе, относящемся к религии – храме, точнее сельской церквушке, которую он ставит выше прославленных соборов Рима. Однако и здесь он говорит больше не о христианстве, его вероучении и обрядах, а о народе. Для него православный храм дорог, прежде всего, как место, где простой народ находит утешение.
Христос, изображенный в произведении, — это не победитель смерти, дарующий верующим воскресение и не грозный владыка мира, к которому нужно обращаться с трепетом. Христос Некрасова – утешитель скорбящих, который врачует душу. Подобному богу бедных и угнетенных готов поклониться сам автор, возвеличивающий простой народ.
В образе лихого бывалого ямщика на тройке поэт, видимо, воплощает образ будущего русского народа. Тот смело несется вдаль, не боясь препятствий, встречающихся на пути. В нем автор показывает народ, освободившийся от притеснений, расправивший плечи и сам распоряжающийся своей судьбой.
Стихотворение «Тишина» — произведение, в котором автор с большой силой, ярко и образно показал читателям свою страну и народ. В нем видно неподдельное восхищение и гордость за них.
Вариант 2
Это очень большое стихотворение. Состоит оно из четырех частей. На строфы текст не разделяется практически. Речь идёт о русской земле, о её красоте и силе, о народе. Стихотворение наполнено красками, звуками и ароматами, много эпитетов и метафор. Конечно, есть и торжественная, устаревшая лексика.
Начинается всё с описания бескрайнего русского поля. Тут рожь, как будто живая, но не найти замков, хотя именно это и царящая тишина милы сердцу русского человека – рассказчика. В первой части сравнивается наша земля и заграница. Поэт признаётся, что искал утешенья у чужих красивых рек и гор, но только наша, иногда суровая, природа может излечить душевные раны. За границей автор только «хандрил», воспевал Родину, к ней стремился душой и телом. В конце этой части поэт приходит к мысли о вере. Только тут она искренняя! Он вспоминает скудные церкви, которые вызывают умиленье. Даже бог здесь немного другой – он для угнетенных людей. Поэт показывает тут своё возвращение из дальних стран, когда на Родине от счастья он плакал.
Вторая часть начинается с восклицания: «Пора!» Подумали, полюбовались, а теперь читателя переносят через сосновые ароматы, леса и поля в деревню. Тут Некрасов не мог не упомянуть больную для него тему, которой он много уделил внимания в своей поэме, покорные судьбе рекруты и их несчастные матери, жены. К счастью, автор признаёт, что сейчас нет войн, как на Руси, когда стоял плач над всей страной. Но всё-таки ехали по земле нашей «фуры» с пленными немцами, французами, а ещё мусульманами. Автор слегка смеётся над этими врагами, например, у французов он отметил красные (от холода) ноги.
Часть третья опять начинается с восклицания, что всё свершилось. После войн мертвых отпели (их он сравнил с пчёлами, счет которых потерян), живых успокоили. Врачи и священнику устали, конечно. Поэт упоминает, что теперь военные кони, которым пришлось сменить много седоков, мирно пасутся. Народ русский Некрасов справедливо называет героем, чей лавровый венец, правда, терновый на самом деле. На Руси наступила тишина (как в названии), но поэт подчеркивает, что это не минута расслабление, а время на осмысление.
Последняя часть показывает вечную птицу-тройку, которая летит куда-то… По ветхим мостам, по прекрасным полям, мимо березовых рощ. В глушь родную. А ямщик не унывает, хотя нет в его жизни наслаждений, только русская покорность.
Анализ стихотворения Тишина по плану