Произведение представляет собой выражение тревог и предчувствий, охвативших поэта, принявшего революцию, когда он смог на своем опыте почувствовать, что представляет собой новое общество, о котором мечтали идеалисты.
Стихотворение было опубликовано в 1918 году. На тот момент со свободой печати было уже, по большому счету, покончено. Однако близкая большевикам партия левых эсеров не была запрещена, ее представители входили в правительство. Соответственно, газета «Знамя труда», как и другие печатные органы партии, имели возможность говорить что-то не в духе нового режима, хотя и, разумеется, не напрямую.
Мандельштам в данном произведении не называл имен, ограничиваясь лишь намеками и образами. Прямая критика власти тогда уже сурово каралась. Однако уже само название «Сумерки свободы ясно показывает его отношение к происходящему. Сумерки – это всегда символ заката, увядания и умирания.
Другие символы, использованные поэтом, неоднозначны, но явно носят негативный оттенок. Это тенета, то есть путы, лишающие свободы, которые, связаны с теми же сумерками.
В стихотворении проскальзывает ирония. Автор призывает прославить бремя, взятое на себя народным вождем. Кого именно имел в виду под этим определением Мандельштам не ясно. Возможно, здесь подразумевается Ленин, но против этого говорит тот факт, что в первые послереволюционные годы руководство было в значительной степени коллективным, Ленин не занимал то же положение, что Сталин или русские цари. Скорее всего, под образом народного вождя поэт подразумевал диктатуру, которая уже установлена в стране и будет усиливаться дальше. Слово прославим употреблено очень тонко: в одной из любимых книг автора «Слове о полку Игореве» оно означает просто «расскажем».
Неприятие поэта, прежде всего, вызывает казарменная дисциплина, насаждаемая победившей партией. Он говорит о ласточках, связанных в легионы, намекая на обоснование террору со стороны большевиков. Они оправдывали свои жестокие меры опасностью со стороны белогвардейцев, иностранных капиталистов и представителей свергнутых классов.
Мандельштам не знал, что конкретно построят большевики. Не ожидая хорошего, он чувствует нестабильность и изменения, выраженные через образ плывущей, то есть не дающей опоры, земли. Поэт не призывает к борьбе против новой власти, он советует лишь иметь мужество, чтобы достойно встретить будущее.
Анализ стихотворения Сумерки свободы по плану