Написанию произведения предшествует тюремное заключение поэта, связанное с публикацией стихотворения «Смерть поэта», основой которого является гибель великого Пушкина.
Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.
Структурной композицией стихотворения являются четыре строфы в сочетании с парной рифмовкой. При этом в качестве стихотворного размера поэт применяет в первой, второй и четвертой строфах пятистопный ямб, характеризующийся мужским окончанием, а в третьей и шестой строфах – четырехстопный ямб с женскими окончаниями.
Своеобразной особенностью произведения представляется его необычная звуковая система, отличающаяся однообразием и устойчивостью в конечных рифмованных словах, откликающихся в поэтических строчках. При этом среди средств художественной выразительности в «Соседе» присутствуют многочисленные сравнения и повторения, создающие слуховые образы в большом количестве.
Повествовательное содержание стихотворения передает символичность созданных автором образов, в которой описание тюремного заключения олицетворяется с монотонностью, угнетающей без жалости в людях лучшие стремления, изображение тишины и мрака символизирует бездуховную атмосферу человеческого существования в заключении. Безнадежное ощущение невозможности ощутить запах свободы проявляется в авторском восприятии обстановки тюрьмы, отличающейся мрачной тишиной, сырыми стенами, наличием охраны, тоскливыми звуками.
Тюремный узник слышит неожиданно звуки песни, раздающиеся из соседней камеры, оказывающие на лирического героя созвучие его душевному состоянию и вселяющие в него надежду на светлое будущее, а, главное, творческое вдохновение, необходимое для возрождения к жизни.
Стихотворение обладает особой музыкальностью и ритмикой, позволившими неоднократно композиторам использовать поэтический текст в качестве основы для собственных произведений (Мясоедов, Клочков, Никольский).
Вариант 2
Как говорят исследователи, стихотворение Сосед написано Лермонтовым после выхода из заключения в 1837 году, когда он предполагал провести довольно много времени за решеткой. Однажды там он узнал о наличии у себя соседа, который оказался в камере рядом. Между ними отсутствовала какая-либо связь, но Лермонтов отыскал в этом связь духовную, он уловил возможность получить некоего компаньона для собственных невзгод, с которыми ему предстояло бороться.
На самом деле не столь существенно предположение об истоках этого стихотворения, так как более интересно просто посмотреть на содержание, на описание поэтом какой-то независимой личности, которой он восхищается и не хочет навязываться, с которой чувствует душевную близость или нечто подобное. Ведь иногда и человек, который получает возможность посмотреть в окна другого дома, видит там свет и за этим светом может предположить кого-то кто думает также как он или просто разделяет взгляды, тогда и наступает черед «таинственной отрады», когда ощущается удивительная близость.
Стихотворение написано по большей части в романтическом духе. Рвение души, порыв к чему-то идеальному и также идеализирование другого человека – являются довольно типичными способами выражения и понимания мира именно для романтической традиции. Сосед тут предстает как личность, которая не подвергается внешним воздействиям, он сам выбирает «ранее иль позже зажигать» лампаду и, в целом, верен собственной цели.
Конечно, со временем, с развитием литературы и человечества понимание другого постепенно менялось. Идеализирование сменилось даже чуть ли не обратной стороной, когда в предыдущем веке писатели стали создавать пьесы наподобие «За закрытыми дверями», где другие назывались не много не мало адом. Поэтому восприятие для современности может отличаться.
Тем не менее, когда читаешь стихотворение Лермонтова, становится вполне понятно о чем он говорит. Поэт не строит каких-то мнимых иллюзий, он просто концентрируется на действительно ценной стороне существования, в другом он видит не ад, он видит надежду.
Тематика одиночества и привязанности к другому живому существу является более чем актуальной для людей. Как говорят некоторые философы, люди вообще познают и определяют себя через другого, только через других мы действительно можем понять, кем на самом деле являемся. Соответственно, и существовать, исходя из такой концепции, человек может только благодаря другому.
Наличие близкого человека, понятного человека или хотя бы просто соседа является актуальной потребностью. Эту потребность может испытывать практически каждый.
Анализ стихотворения Сосед по плану