Лирика Фета нередко связана с фигурой Марии Лазич, которая погибла в юном возрасте. Будучи без нужного капитала, Фет не мог предложить Лазич замужество, но потом Лазич трагически сгорела и на протяжении всей своей жизни поэт тосковал об этой утрате.
По сути, стержнем стихотворения Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок.. является ряд риторических фраз, которые поэт последовательно задает в каждой строке. Этими констатациями он завершает собственные рассуждения, которые приводят к безысходности. Равно как стихотворение полностью является своеобразным нисхождением к безысходности, которая выражается в опочившей любимой. Об этом собственно и намекает весь предыдущий ряд – безмолвие как признак безжизненности, а безжизненность как фатальный и печальный итог жизни, причем, тут не выполненных надежд и метаний.
Некоторым образом Фет оправдывается в этом стихотворении и разъясняет собственное отношение к ситуации. Он пишет про приятные дни, когда они были с Лазич так близки «Я давно угадал, что мы сердцем родня», и действительно, они хотели быть вдвоем, но обстоятельства претили этому. Поэт старался объяснить ситуацию и самой Лазич: «я твердил о не нашей вине».
Поэт рассказывает о надежды на грядущие дни, но иногда такие надежды разбиваются волнами о прибрежные камни. Фет говорит про следующие дни, ведь «в грядущем цветут все права красоты». Только эти дни остались, как говорится, только в проекте.
В заключительной строфе мы видим своеобразную обескураженность от ситуации, поэт «глаз был не в силах отвесть». Он описывает ситуацию в художественных терминах, будто «погасшую тайну хотел.. прочесть», но в действительности мы понимаем эти чувства и эмоции как крайнюю печаль. Собственно, об этом известно из доступной биографии Афанасия Афанасьевича.
Каким образом завершился жизненный путь Фета? Он действительно получил ряд некоторых благ, но имел не счастливый брак, он много тосковал о Лазич, хотя и на этом страдании был создан один из наиболее интересных циклов в его творчестве – так называемый лазичевский цикл. Довольство и достаток стали своеобразной альтернативой и подменой подлинных чувств.
В этом смысле Фет является характерным примером для многих людей. Он представляет собой тот самый вариант выбора, который иногда называют выбором между Парижем и мессой. Фет хотел Париж, но не только для себя, но и для любимой, а нужно было выбирать другое.
Хотя, трудно сказать, как может пойти судьба другого человека. Мы не можем об этом достоверно судить, возможно, для Фета нужным был именно такой путь, который позволил появиться подобным стихотворениям.
Вариант 2
Фет был представителем, так называемого чистого искусства, в частности чистой поэзии. Его основными темами в лирике были красота, природа и любовь. За пределы этих сфер поэт не считал нужным выходить, да и видел потребность именно возвышаться до таких сфер в искусстве и не осквернять себя различными низменными историями, наподобие социального устройство общества или обделенности маленьких людей.
Тем ни менее, Фет не писал только об отвлеченном, собственный жизненный опыт тоже имел отпечаток в его лирике. Он перенес тяжелую утрату в довольно молодом возрасте (хотя и был тогда более-менее состоявшимся человеком) и пронес этот груз до завершения своих дней. Речь идет об отношениях с Марией Лазич, с которой они любили друг друга, но не смогли сочетаться браком, после чего Мария погибла, а Фет остался тосковать и под завершение своего жизненного пути создал так называемый лазический цикл, к которому вполне возможно отнести и Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок.
С самого начала строки создают атмосферу неких грез, светлого сна, насыщенного солнечным светом и простыми образами. Такое предположение вполне обоснованно, так как доподлинно не известно, описывает ли поэт какую-то подлинную ситуацию или берет содержание стихотворение из воспоминаний смешанных с рассуждениями и фантазиями на тему общения с Лазич. Конечно, адресатом возможно было бы предположить и другую женщину, но дальнейшие строки практически полностью описывают историю отношений, которые пережил Фет.
К примеру, «я твердил о не нашей вине» — указывает на ситуацию, когда обстоятельства не давали влюбленным узаконить собственные отношения. Они оба были довольно бедны и Фету пришлось выбрать службу, а Лазич погибла, не дождавшись окончания службы и получения Фетом нужных званий. Далее «Я молил, повторял, что нельзя нам любить» тоже указывает на эту ситуацию к чему добавляется «что в грядущем цветут все права красоты» — указывает на надежды, которые поэт хранил относительно возможного развития отношений.
Трагический итог описывается строчкой «с опочившей я глаз был не в силах отвесть» — речь идет именно о гибели, но не о сне. Фет много тосковал об этой трагедии и эта тоска также подчеркивается рефреном похожих заключительных строчек в каждой строфе стихотворения.
Анализ стихотворения Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок по плану