Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой. Её возлюбленный представлен здесь, хотя он, в основном, холоден и официален.
Стихотворение по объему невелико, но наполнено метафорами – неожиданными сравнениями. Оно разделено на три пронумерованные строфы. Каждая из них показывает этап «развития» отношений (или уж их угасания). В каждой строфе – определённая, важная для влюбленной, веха.
В первой строфе показано знакомство. Начинается всё с описания атмосферы – жара. Но тут же оказывается, что это Его глаза, как лучи, то есть они обжигают героиню. Это практически любовь с первого взгляда! Поэтесса вздрагивает, думает, что вот этот мужчина её и «приручит». (Получается, до этого она была свободной.) Передаётся динамика событий: герой наклонился, сейчас скажет что-то. Анна бледнеет, но тут же решает встретить чувство достойно – не убегать от него. И она сравнивает любовь свою с надгробным камнем. «Пусть, так», — думает она.
Во второй строфе уже кризис отношений. Начало с резкого вопроса о любви, ведь герой даже не хочет смотреть на поэтессу… (Всё, будто взволнованная речь женщины.) Однако она Ему всё прощает, ведь для неё он самый лучший. Но сама она страдает – не может «летать», хотя всегда могла. Сейчас она плохо себя чувствует – в глазах туман, всё кружится. Видит она лишь красный цветок – тюльпан в петлице любимого, как символ страсти.
Последняя строфа, судя по всему, уже после расставания. Фразы простые, короткие, описательные. Подчеркивается, что межу бывшими возлюбленными повелевает всем «учтивость». Улыбка, светский поцелуй мужчины ленивы. И снова его взгляд будит чувства поэтессы, но она отвечает холодно. А когда он уходит, она ощущает пустоту, но, зато, ясность.
Стихотворение меняет свой ритм, эмоциональную окраску от строфы к строфе. Но во всём царит противоречие – смятение. Первое чувство, показанное здесь, волнение, а ещё предчувствие чего-то меняющего твою жизнь. Второе (в средней строфе) гнев и возмущение, но тут же страсть. В третьей строфе, кажется, что чувств уже нет – встреча, вообще, случайна. Но достаточно взгляда, чтобы чувства вспыхивают вновь, но Ахматова уже устала от них – не хочет повторения той муки, которая была. Чувства меняются не только от строфы к строфе, и даже в самих строфах.
Анализ стихотворения Смятение по плану