Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.
Название «Смутно-дышащими листьями» уже само по себе должно выражать тревогу. Ощущение это неясное, оно выражает именно сам страх как таковой. Известно, что непонятного человек опасается гораздо сильнее, чем того, что представляет реальную опасность. Листья дышат, то есть шевелятся, следовательно, за ними может скрываться неведомый хищник или враг. Они дышат, то есть проявляют не свойственное им действие. Образ этот явно не сконструирован искусственно, а стал продуктом деятельности подсознания.
Ласточка у Мандельштама трепещет, что также выражает страх, скрывающийся в глубинах его души. Ее дополняет лес, погружающийся в темноту вечера, и темное небо – фон, усиливающий мрачное и тревожное впечатление.
В стихотворении также фигурирует и луна. Ее можно было бы также воспринять в качестве символа возрождения, пусть и в другом качестве. Луна также несет свет, пускай и отраженный и разгоняет тревожную непроглядную мглу, нарисованную автором. Однако Мандельштам изображает ее совсем в другом ключе. Ночное небесное светило названо медным, то есть металлическим, неживым. Кроме того, в отличие от других объектов, того же луча, луна неподвижна, она также мертва, как и мир вокруг, постепенно погружающийся во мрак.
Мрачная картина дополняется тишиной, гнетущей и заставляющей просить музыки. Возможно, речь идет об одиночестве, выраженном природными образами.
При этом, поэт все же ощущает островки тепла и покоя. Это его сердце, которое он именует ласковым. Однако и оно названо умирающим и окружено образами угасания, такими как догорающий луч и сумерки. Упоминание органа, который издавна был символом человеческой души, показывает, что поэт хотел выразить не страх перед окружающим миром, не внешнюю опасность, но происходящее в нем самом. Мандельштам чувствовал , что в извечно борьбе света и тьмы, которая происходит и в его душе, верх одерживает последнее, погружая его в пучину отчаяния.
Картина, нарисованная поэтом, ассоциируется с Петербургом, с его холодной и неприветливой погодой. Однако любимый город Мандельштама служит здесь не причиной тоски, а только фоном, на котором происходили оставшиеся для нас тайной события, вызвавшие у автора столь сильную тоску и мысли о страхе, угасании и одиночестве.
Анализ стихотворения Смутно-дышащими листьями по плану