В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть, его радуют бесконечные нивы, он привык созерцать колосья, которые являются гарантом крестьянского благополучия. Поэтому образ красивого поля, которое засеяно, наделяется только положительными эпитетами, которые могут подчеркивать красоту земли, которая является кормилицей всего русского народа.
При этом нива употребляется не только в прямом смысле, но и в переносном, автор сравнивает ее с длинным жизненным путем. При этом по ходу повествования автор остается с существующей аналогией, чтобы поле оставалось плодородным и развивалось, необходим крестьянин, который будет заботиться о нем, работать на нем регулярно. С жизненной нивой связывается сеятель, который выступает в роли подвижника и порока, который обладает определенным патриотизмом, он обладает возвышенными идеалами. При этом не во всех повествованиях образ сеятеля остается абстрактным и возвышенных, в некоторых он описывается достаточно подробно и конкретно.
Сначала он обращается к людям, которые обладают передовыми взглядами, аж в 1876 году, он называет их сеятелями, при этом он обращается к пушкинскому наследию, которое досталось ему от учителя. При этом он не грустен, он отстаивает свои мировоззрения, способный бороться за собственные мысли, несмотря на то, что происходит в окружающем обществе.
Герой уверен, что необходимо активно действовать, чтобы доказать окружающим, что его взгляды правильные. Это является отличительной особенностью лирического героя Некрасова. Его труд сравнивается с непосильным трудом крестьянина, он готов трудиться даже на неплодородной почве.
При этом герой задает ряд лирических вопросов, которые заставляют читателя задуматься, чем он занимается по жизни, что ведет его вперед? При этом стихотворение Некрасова является больше иносказательным, несмотря на то, что он явно и четко описывает ниву. Ее он видел достаточно часто, поэтому делился своими наблюдениями с читателями. Автор способен показать, что за обычными рядовыми ситуациями скрывается достаточно глубокий смысл, который доступен только человеку, который способен остановиться и понаблюдать за происходящим, сделав выводы.
Анализ 2
Некрасов нередко пользовался образами простого деревенского быта, через который выражал не только различные аспекты социальной проблематики, но и использовал эти образы для выражения более глубоких идей, воплощения метафор. Эти метафоры довольно легко читаются и в стихотворении Сеятелям лежат, так сказать, на поверхности. Стихотворение представляет собой нечто среднее между призывом и манифестом, который постулирует требования к представителям, условно говоря, творческой интеллигенции основные задачи и цели для таких людей.
Понятное дело, определять некрасовских «сеятелей» как представителей определенного класса или социальной группы является как минимум глупым. Поэт взывает далеко не к определенной социальной прослойке, хотя, также не менее понятным делом, является частое соответствие между представителями творческих и интеллектуальных профессий и теми людьми, которые занимаются «засевом» разумного, доброго и вечного на полях народной нивы. Этот факт обуславливается сугубо профессиональными задачами.
Тем не менее, конкретизирует поэт в других своих произведениях, к примеру, когда посвящает лирику гибели какого-то соратника по цеху, но тут речь является более обобщенной и предлагает обращение охватывающее более, скажем так, глобальные материи. Перед автором возникает вопрос глобального смысла, он говорит в целом о развитии своего народа как носителя определенной миссии и ставит существенную проблематику, которая касается работы «сеятелей». Структура самого стихотворения позволяет рассмотреть о чем самом существенном говорит Некрасов.
Эти детали видны через строчки, которые делят стихотворения на двух и трехстрочные части. Фразы там такие: «Худы ль твои семена?», «Доброго мало зерна!», «Двиньте вперед!», «Русский народ…». Сначала мы видим проблемы, которые наблюдаются в этом деле, мало достойного зерна, но, так или иначе, по крупицам нужно двигать вперед русский народ, который далее будет благодарен, хотя, как мы знаем из практики, на деле работа практически любого такого «сеятеля» является трудом неблагодарным.
Конечно, и сам Некрасов об этом факте, тем не менее, он концентрируется на другом, в частности, на труде, который нужно проделать для того чтобы добиться действительно положительных всходов. Недаром рефреном в начала двух частей стихотворения звучит слово труд, которое явно указывает на основную потребность. При этом слово используется в негативной коннотации, то есть в сочетании с такими словами как «хилые всходы», «робко», но при этом труд всегда остается полезным и нужным делом, через которое и появляется возможность «засеивать» положительные зерна на ниву народную.
В этом стихотворении Некрасов рассуждает на тему понятную на самом деле немногим в отличие от какой-либо социальной проблематики, которая тоже может иметь глубокие корни, но на поверхностном уровне может быть воспринята и не особенно вдумчивым читателем. В «Сеятелям» Некрасов берет тему, которая является для него профессиональной и, вероятно, рассматривает такие детали, которые могут быть ясны только поэту.
Анализ стихотворения Сеятелям по плану