Это стихотворение «позднего» Заболоцкого, оно больше описательное, немного философское. В молодости Николай Алексеевич любил шокировать читателей своими сюжетами и сравнениями, но с возрастом стал представлять на их суд нежные и грустные (часто осенние) пейзажи в стихах, которые заставляют задуматься над важными вопросами жизни. «Сентябрь» как раз такое произведение, очень русское, полное надежды.
Стихотворение не очень большое – пять строф по четыре строки. Тут показан, логично, сентябрь во всех его красках и ощущениях. Также лейтмотивом проходит идея картины, которую рисует художник. К примеру, здесь мы встречаем слова: живописец, кисть, полотно, нарисовать (несколько раз)… Собственно, Заболоцкий и обращается к живописцу с предложением перенести на холст то одно, то другое из сентябрьского пейзажа. Тут и серебристый лист, сияющая (от капель и первого луча солнца) орешина, тут и золотой цвет, и гранатовый. Всё так ярко и сочно, но временно закрыто дождём серым.
Но здесь не только краски, есть и ощущения. Например, влажность (дождь идёт крупный), холод. Понятно, что и ветер бушует.
Здесь много олицетворения. Вот взъерошенный тополь прикрывается листьями. Облака такие тяжелые, что кажутся плитами, из которых строится целое царство тумана. И тут же облака стали занавесями, закрывающими даль… Орешина сравнивается с девушкой, которая покраснела от смущения. И этот образ развивается через строфу. Деревце это уже не просто девушка, а заколдованная царевна. Автору кажется, что он видит её прекрасное и молодое, но немного заплаканное лицо, у неё на голове венец. Улыбка у красавицы скользящая, то есть пока, будто отблеск света, эта улыбкам появляется, но тут же пропадает. А тут ещё и рвётся изо всех сил ветер, как живой.
Так, а где размышления? (Пока я говорил о пейзаже.) мыслей тоже достаточно. Они о надежде, как о луче солнца среди облачных плит. Поэт делает вывод, что нельзя унывать, даль не навсегда скрыта, солнце вернётся. Пусть пока ещё сквозь «морок» лучу приходится пробиваться!
В этом стихотворении, благодаря царевне-деревцу, венцу, арке создаётся ощущение сказочности. Часто ведь герои сказок разговаривали с деревьями, помогали им. Также со сказкой связывает мысль о хорошем финале. Понятно, нужно пройти испытания, но всё завершиться хорошо.
Слова в стихотворении больше нейтральные, интонация ровная. Немного восклицаний и обращений к художнику, конечно, присутствует, хотя это не особенно сбивает с ритма. Красивое и глубокое стихотворение, в котором много эпитетов, метафор, но оно ничем не перегружено – читается легко, хорошо запоминается.
Анализ стихотворения Сентябрь по плану