В стихотворении А. А. Фета «Сад весь в цвету» лирический герой проявляет абсолютное жизнелюбие. Первой причиной этого мироощущения он называет наступившее время года — весну, с наступлением которой мир преобразуется («сад весь в цвету»). Вместе с внешним видом окружающего мира внутреннее состояние героя также меняется. Находясь будто в ожидании чуда («словно таинственной речи я жду»), он торжествует, радуясь новым ощущениям. Весна для него загадочная пора, скрывающая приятные мгновения.
Читатель узнает о времени суток, представляя оттенки вечерней зари («вечер в огне»), которые так радуют поэта («так освежительно-радостно мне»). На него не может повлиять ничто и ничто не испортит настроение, так как подобное природные явления дают ему необыкновенный заряд энергии, вдохновения.
О некоторых других причинах ликования поэта читатель может лишь догадываться. Это связано и с любовными отношениями, существующими на тот момент. Либо писатель наслаждается своими достижениями, тем, что достиг полной гармонии с окружающим миром, растворился в природе. Становится понятным его отношение к русскому пейзажу. Он с необыкновенным любованием и трепетом наблюдает за садом, который будто нарядился перед праздником. При этом упоминание огненного цвета подчеркивает душевное состояние поэта, страсть, бушующую в его груди, возможно, от любви.
Композиция стихотворения не осложнена. В начале герой не объясняет причин изменившейся природы вокруг и своих чувств. После ожидания он раскрывает основания для своего восторга. Представляя весну во всей красе, он делает заключение в виде признания: «ты – благодатная тайна».
Поэт осознанно относится к тому, что весна и все, что с ней связано, приносят ему только радость и покой в душе.
В стихотворении применяется антитеза («иду – «стою», также упоминает то о счастье, то о плаче). Чувства автора вырываются наружу все больше и больше. Ему не хватает слов, чтобы выразить до конца свои эмоции. Лирический герой не скрывает того, что многое для него остается неизвестным. Об этом говорит использование однокоренных слов: «таинственной», «тайна моя».
Настроение поэта передается и читателю. Оно заражает позитивом, движением вперед. Восклицательные предложения задают оптимистичную ноту. После прочтения произведения в воображении четко представляется образ красавицы-весны во всех своих проявлениях. Становится очевидным, что автор текста видел между человеком и природой тесную связь, полное взаимодействие друг с другом. Он не просто обращается к ней для того, чтобы с помощью явлений окружающего мира рассказать о своих переживаниях, а для того, чтобы полностью раствориться в ней.
Анализ 2
Фет написал немало любовной лирики, его лирический герой в стихотворении Сад весь в цвету предстает восторженным и упоенным влюбленностью, он спешит на встречу со своей возлюбленной и эта встреча имеет для него самое огромное значение.
На самом деле фигура возлюбленной или возлюбленного, который спешит на встречу к собственной избраннице или избраннику, является классическим символом практически для всех культур. Этот процесс охваченности радостным чувством, преисполнен надеждами, и ясная устремленность к другому являются, чуть ли не ключевыми не только в культуре, но и в человеческой жизни вообще, да и не только в человеческой. Возьмем к примеру лосося.
Если не спускаться до примитивного описания животных через инстинктивные описания, то они оказывают невероятно поэтичными и самоотверженными натурами. История лосося, как известно, представляет собой путешествие в море и потом по рекам вспять, для того чтобы в устье, там где родились эти мальки, метать икру, зачать и оставить бренный мир. разве лосось преодолевая течение рек, лапы грозных медведей и других зверей, которые хотят его скушать, не охвачен таким настроением встречи с возлюбленной, разве он не спешит к своей благодатной тайне творения подобно Фету, не обращая внимания на радость или слезы?
Фет указывает в своем стихотворении на безразличие к любым внешним факторам, когда существо охвачено влюбленностью. Он ставит много противоположностей, которые удивительным образом синтезируются в его уме, его стихах. «Так непостижна, зато так ясна!» — как такое вообще может быть?
Непостижимость на фоне полной ясности? Разве перед нами не противоречие? Фет именно об этом и говорит, когда в душе влюбленного огонь горит он переплавляет противоположные субстанции через внутренний алхимический процесс в нечто единое и понятное.
Для влюбленного противоположности безразличны, так как он пребывает в едином пространстве любви. Поэтому ему без разницы «Счастья ли полн, плачу ли я,», он легко превосходит все эти условности, так как стремится к непостижимой тайне, благодатной тайне. Подобно тому как лосось в своем движении идет против, казалось бы, естественного хода природы, против хода рек, но и лососю и Фету – все равно, ибо все уравнивает весна любви.