Стихотворение Александр Блок написал в 1906 году. Поэт был приверженцем такого модернистского движения, как символизм. Стихотворение «Русь» так же кроет в себе смысл, который можно рассматривать по-разному сколько угодно.
Казалось бы, поэт просто описывает сначала «Русь», но однако в следующих строфах читатель может увидеть уже что-то таинственное, мистическое, волшебное. Александр Блок сумел написать стихотворение таким образом, будто читателя посвящают в какую-то тайну веков, он переносится далеко в прошлое, когда наши предки еще были связаны с магией, когда жили сказки и мифы.
«Где разноликие народы…ведут ночные хороводы», «где ведуны с ворожеями чаруют злаки в полях». Эти строчки придают ощущение чего-то таинственного, но самая главная фраза, которая подтверждает предположения: «Вихрь… поет преданья старины».
Много тайн узнает во сне лирический герой, в его роли выступает Александр Блок. Так и пишет поэт «и в тайне почивает Русь». То есть Русь окутана тайной, она погружена в нее, это ее покои на века. В своем стихотворении Блок как бы возвращается к истокам, когда были разные поверья, ритуалы, когда люди отчаянно верили в домовых и водяных.
Использует в стихотворении поэт такой литературный примем, как рондо. Стихотворение начинается и заканчивается одинаково. Таким образом, Александр Блок сначала погружает читателя в свои сны, а потом снова возвращает к реальности.
Остается лишь быть благодарными поэту за это чудесное стихотворение, с таким талантом написано оно, что действительно погружает в таинственный мир древности.
Анализ стихотворения Блока Русь
Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении «Русь», Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте.
Образ Руси в стихотворении Блока противоречивый: Русь необъятная, просторная и с другой стороны, имеющая четкие границы, она реальная и в то же время полная таинственности и загадочности, она нищая, убогая, но необычайная, чистая, она в лохмотьях, но эти лохмотья священы. Русь для лирического героя — это не теплый дом и березка под окном, а реки и дебри, болота и журавли, это ночные хороводы, это ветхие дома, буйные вьюги, дороги с глубокими колеями, завывающая вьюга, погост, нищета, лохмотья, тайна, и в противовес всей нищете нетронутая первоначальная чистота. Лирического героя одолевают противоположные чувства: с одной стороны боль за состояние родины, а с другой — восхищение и почтение к ней.
Язык, которым написано стихотворение, высокого книжного стиля: дремота (полусон), почиешь (спишь), взор (взгляд), утлое (прогнившее, ветхое), измождены (истощены), клюка (палка), зарево (свет). Использование слов книжной лексики передает величие создаваемого образа и благоговейного отношения к нему.
Стихотворение имеет кольцевое обрамление: первая и последняя строфы повторяются, что позволяет читателю окунуться в сонные видения лирического героя, но вот если в первой строфе лирический герой обращается к самой Руси, то в последней смотрит на нее со стороны.
Все стихотворение пронизано атмосферой колдовства, не волшебства, а именно темного, пугающего, незнакомого колдовства. Упоминание в стихотворении ворожей и колдунов, чертей и ведьм и создают эту атмосферу. Также способствуют созданию настроения произведения эпитеты «ночные», «горящих» и упоминание погоста, на котором пел песни лирический герой. Эту же атмосферу создает метафора «живой клюкой измождены».
Автор сравнивает глубокие рытвины и колеи на дороге со следами от клюки, и сразу в голове возникает образ старика, с тяжелыми шагами и палкой в руке или же старухи со злобным взглядом. Блок принадлежал к числу символистов, что отчетливо чувствуется в данном произведении, ведь образ, созданный поэтом полон символов, мистики, не имеет четкого выражения, в нем переплетается мир вещей с миром мыслей, порой тяжело провести между ними границу. Образ самого лирического героя нечеткий, неясный, неочерченный.
В стихотворении 44 стиха (строк), разбитых на 11 строф (четверостиший). Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Рифма в стихотворении перекрестная, в нечетных стихах — точная женская (под ударением предпоследний слог стиха), в четных — точная мужская (под ударением последний слог стиха).
1906
Анализ стихотворения Русь по плану