Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой – супругой довольно известного к тому времени литератора.
Пускай мечтатели осмеяны давно… — стихотворение, которое называется по первой строчке, но эта строка действительно могла бы стать и названием. Речь в произведении представляет собой как бы опровержение скептического отношения к действительности, а само стихотворение отдает чем-то пушкинским, обладает небольшим флером романтизма.
Лирический герой произведения размышляет о манящем пространстве грез, которые позволяют ему вернуться в приятные мгновения, когда он проводит времена со своей возлюбленной и наслаждался тем, чем и нужно наслаждаться в компании с любимым человеком: «бледною и грустною луной», «тихим вечером и прелестью луны», поцелуем, в котором они «уста свои сливали». Все эти картины появляются перед взором поэта, они проходят чередой и он нова как бы оказывается в своих мечтаниях. Вернее даже назвать эти видения не мечтаниями, а грезами, ведь мечты чаще обращены вперед, а грезы могут быть о чем угодно и о былом и о грядущем.
Так вот, где-то существует то самое пространство, где лирический герой до сих пор сидит под луной со своей возлюбленной и наслаждается красотой этого мира и друг друга. При этом пространство такое выступает своеобразным убежищем, парадизом, куда он может убежать в «в часы разлуки» и «среди душевной муки». Именно поэтому он опровергает никчемность мечтаний, он говорит, ни к чему осмеивать мечтания, они тоже в какой-то степени настоящие и даже приносят пользу страдающим душам.
Тут мы в также наблюдаем определенную эволюцию и переосмысление концепции романтизма, который, как известно, с некоторым презрением и пренебрежительностью относился к обывательской действительности и тоже направлял себя, своих героев, в некие идеальные пространства. Да они были недостижимыми, как подобает идеалам, но все-таки обозримыми, к примеру, в консервативном романтизме автор обращался к былинным временам и героям как идеалу, в революционном – к новому, грядущему миру понимания и красоты или чему-то подобному. Некрасов в свою очередь обращается к миру внутреннему как романтическому идеалу, да в действительности он пребывает среди «горького раздумья и печали», но где-то в нем есть воспоминание, какой-то внутренний оазис, который возникает как бы в пустыне этого бессмысленного мира и обеспечивает приют.
Вариант 2
Несмотря на все старания Некрасова во время жизни, его творчество не воспринималось серьезно ни критиками, ни читателями. Они были уверены в том, что оно слишком прозаично и не достойно внимания со стороны. Да и почитатели поэзии буквально разделились на два лагеря, которые постоянно спорили между собой. Некоторые принимали ее такой какая она была, несмотря на недостатки формы, считая, что главным в произведениях было глубокое содержание. Другие же призывали его изменить форму повествования. Но при этом у обоих лагерей было общее – они считали, что поэзия Некрасова достаточно сильно резала слух, оскорбляла общественность, ведь главным становится творчество Пушкина и Лермонтова, которое принято считать золотым веком поэзии.
Белинский даже в одной из критических статей к дебютному сборнику стихов под названием «Мечты и звуки» советует ему продолжать писать в прозе. Но при этом всем было известно, что Некрасов отлично обладал талантом слагать стихи, одним из доказательств является стихотворение «Пускай мечтатели осмеяны давно…», которое датируется автором 1845 годом. В произведении автор явно оглядывается на пушкинское наследие и показывает основу владения александрийским стихом.
На написанное в стихотворении сказались его отношения с Авдотьей Панаевой. Он встретил ее в 1842 году и его чувства были достаточно сильными, поэтому на протяжении долгого времени он добивается ее руки и сердца. Но все его попытки заканчиваются провалом. Это приводит молодого человека в замешательство, в тоже время сама Панаева не собиралась уходить от законного супруга и продолжала жить с ним в браке. Потом они жили втроем, потому что Авдотья не хотела уходить от мужа, она разделяла дом с супругом и Некрасовым.
В начале стихотворения герой утверждает, что мечтатели давно осмеяны. Более того, что многое в них на самом деле достаточно смешно. Но они не собираются отказываться от собственных мечтаний, они для них оплот существования.
Когда им приходиться проводить время в жестоких раздумьях, душевных муках, они всегда вспоминают о времени, когда можно было просто находиться с возлюбленными и наслаждаться их компанией. Они весело проводят время, наслаждаются тем, что происходит в обществе друг друга.
У него возникают картины того, как они вместе с любимой девушкой гуляли по небольшим улочкам и аллеям, наслаждаясь происходящим. Они не смотрят на то, что происходит вокруг, они полностью поглощены своими чувствами, заглядывая друг другу в глаза они открывают новый мир. Это способно спасти его от горечи, которая пришла в его жизнь, после того, как им пришлось расстаться. И теперь только его мечты способны спасти его из плена одиночества.
Через некоторое время к этому стихотворению была написана музыкальная композиция. Она полностью передает безысходность, которая возникает в голове автора, он предан мечтам, но при этом не может изменить сложившуюся ситуацию, его возлюбленная уже не вернется, как и былые чувства, которые были между ними.
Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно по плану