Это не очень большое стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Здесь автор обращается к тому самому псевдопоэту. Монолог этот довольно эмоционален, строг, обличителен. Достаточно много здесь восклицаний – приказов, например: «Молчи!» Идёт сравнение с настоящим Поэтом, что явно не в пользу притворщика.
Первая же строфа начинается с уже приведенного восклицания, также автор призывает обманщика опустить голову, то есть стыдиться. Псевдопоэт должен бы почувствовать себя аж на страшном суде, которого боятся все христиане. (Думаю, что это и намёк на то, что когда-нибудь справедливость всё-таки восторжествует, обман раскроется.) Так должен ощутить себя обманщик, если при нём случайно произнесут имя настоящего поэта, которого только и любят музы. А притворщик с ними и не встречался, ведь он не знает, что такое вдохновение.
Во второй строфе вруна Фет посылает на рынок. А там кричит очеловеченный желудок, то есть всё очень грубое и земное. (Сердце, разум, душа тут не продаются и не покупаются, что логично.) И только слепец, хоть это и собирательный образ общества, так как у него сто глаз, готов купить «стихи» героя. Рассудок его заслужил эпитет «горошевый». Да, а слепец не понимает, конечно, настоящих стихов Творца.
В третьей строфе рыночная площадь называется затхлой. Далее признаётся, что там можно сбыть, как краденное, хлам малеванный (это о псевдостихах). Такова жизнь! Автор признаёт это, но умоляет литературного дельца не осквернять храма Поэзии, не приближаться к музам…
Дальше опять создаётся неприятный образ обманщика, который тащит своё «творчество» по грязи к капризному народу. А вот гордой свободы этот «поэт» понять не может. Настоящие поэты за неё готовы и в ссылку, и на казнь, а для него это – пустое слово.
В последней строфе добавляется, что врун ни разу не оторвался от земли, как делают вдохновленные поэты. Он не ощутил божественности творчества, не проник во мглу, в которой царит свобода. И тут ещё возникает образ гордой птицы – орла.
Важно, что Афанасий Фет ни разу не приводит себя в пример, не называет себя образцом поэта, а это очень скромно. Ведь автор мог поведать о собственном опыте, судьбе, излить в тексте все обиды, ведь современники не всегда понимают гения, но падки на модное «чтиво».
Анализ 2
Если образно описывать фигуру Фета, то во многом он похож на такого кроткого человека, который старается ни с кем не ссорится и выбирает всегда общение на нейтральную тему. Лирика Фета по большей части представляла собой описание природы, любви, в общем, различных областей возвышенных, эстетический ценных и приятных, таких, которые способны возносить человеческий дух, да и доступ, куда открывается только возвысившимся духом.
Конечно, в итоге и такого человека возможно вывести из себя и стихотворение Псевдопоэту является именно таким примером. Оно не характерно по содержанию для основной массы лирики автора. Начинает Фет строго, даже немного грубо: «Молчи, поникни головою».
Многие считают стихотворение адресованным Некрасову, но, вероятнее всего, Фет писал не лично ему, но в целом тому направлению лирики, основным представителем которой был Некрасов. Афанасию Афанасьивичу претил выбор для лирики социальных тематик и проблем. Он считал подобное загрязнением искусства, а сам был, как мы помним, представителем так называемого чистого искусства.
В чем-то его возмущение возможно понять, когда он отправляет таких поэтов «на рынок», туда где основными являются интересы желудка. Действительно, настоящее и возвышенное искусство далеко от социальной проблематики и его желудочных интересов. Такое искусство обитает в сферах «богомольной мглы» и на примерах многих подлинных служителей искусства мы видим как презрительно они относились ко всему земному.
Тем не менее, Некрасов все-таки действительно проникался страданиями народа. По его стихам видно как он понимает эти страдания и не упивается печальными фактами существования низких сословий, но сострадает. Другое дело, его стиль стал популярен и в 60-е года 19 века появилось немало «продолжателей» (именно в кавычках) и подражателей его дела, к примеру, таких как Апухтин, в стихах которых явно заметна неискренность и попытка просто присоединиться к популярной и выгодной для того времени темы русскости, заботы о людях и подобных.
Так или иначе, Фет упрекает всю эту братию в отсутствии возвышенности и даже фальшивости. Все-таки приставка псевдо свидетельствует именно об этом. Фактически Фет называет таких авторов недопоэтами и довольно сурово с ними обращается.
Конечно, разногласия подобного типа являются вполне нормальными, также как, например, различные воззрения могут быть у представителей разных философских школ. Однако, к подобным стихотворениям следует прислушаться, ведь Афанасий Афанасьевич явно не просто хотел как-то унизить других поэтов или похвастаться собственными озарениями и возвышениями до сфер, где привольно только «песне да орлу». Вероятно он также хотел заставить таких поэтов поразмыслить над собственным трудом, над его пользой и подлинностью.
Анализ стихотворения Псевдопоэту по плану