В стихотворении «Прячет месяц за овинами» лирический герой испытывает искренне душевное чувство неподдельного восторга от наступления весны и пробуждения природы. Душевный всплеск передан с помощью радужных интонаций и милых, полных света образов, которые олицетворяют собой приход долгожданной весны. Составляющим звеном авторской аллегории становится дерево в цвету, которое сравнивается с образом невесты.
В зарисовке пейзажа, которая открывает произведение, особое влияние оказывают мотивы носящие мифологический характер. Предупреждает о пышущем зареве фантастическая сцена, в которой месяц делает попытки скрыть свой лик от восхода пылающего солнца. Эпитет в форме прилагательного «ярый» является архаичным уходящим в праславянские корни. Явления природы преподносятся персонифицированными вариантами произведений в жанре фольклора. Ряд олицетворений продолжает заря окутанная туманом, сравнение которой идёт с глубокими и таинственными очами невестиными.
Рассказав детально про все обстоятельства, субъект речи начинает само описание прихода весны, которая уподобляется страннице в лаптях несущей посох. Диковинная героиня трудится, развешивает на берёзах звонкие серьги. Когда туман рассеивается, загадочный мотив становится разрешенным. Фантастический образ перевоплощается в мотылька и улетает из рощи в сад. Все художественное пространство данного стихотворения создано по принципам сказки.
Стихотворение представляет собой двенадцатистишие, которое насыщено яркими образами природных явлений. Образные эпитеты «желтый лик», «серьги звонкие», «сад сиреневый» создают атмосферу весеннего пробуждения. Многочисленные сравнения передают атмосферу сказки «заря туманится, словно глубь очей невесты», «весна как странница» по ходу действия превращается в мотылька.
Стихотворение скорее всего было написано в самый ранний период творчества совсем ещё юного поэта. Именно этот этап характеризуют волшебные темы, воспевание природной красоты, введение в содержание образов взятых из мифологических сюжетов и олицетворение неодушевленных объектов.
Вариант 2
Когда читаешь пейзажную есенинскую лирику, возникает ощущение погружения в сказочное пространство. Хотя, даже, называть такое пространство сказочным было бы немного нелепо, ведь речь не идет только о сказке как таковой. Более всего транслируемое поэтому похоже на обращение к каким-то глубинным русским корням, чем-то истинному и настоящему.
Атрибуты сказки и мифологии тут являются только способами выражения, инструментами и методами, которые могут передать определенное миропонимание. Прячет месяц за овинами – написано не ранее 1914 года и не позднее 1916, то есть относится к тому раннему периоду, когда поэт подобно кувшину до краев наполненному этим светлым русским, истинным, изливал эти благодатные воды, нектаром через собственные стихи.
Отмеченных ранее атрибутов тете действительно много и используются таковые с самого начала стиха. Образы луны и солнца как живых существ – являются одними из наиболее древних в традиционных мифологических системах. Есенин предлагает своеобразное взаимодействие между этими живыми существами, месяц прячет собственное лицо от ярого солнца.
Далее наблюдается олицетворение весны, изображение ее как волшебницы, которая может обернуться странницей и развесить по лесу, по березкам сережки, а потом превращается в мотылька и летит в сиреневый сад. Также туманная заря наделяется человеческими свойствами и уподобляется образу глаз невесты, которые так глубоки. Образ невесты тут, конечно, перекликается с образом весны, ведь каждый представляет собой нечто новое, чистое, молодое.
Использование характерной лексики в чем-то похоже на пушкинский прием, менять лексический состав в зависимости от ситуации. Когда великий поэт описывал простых людей, то в диалоги вкраплял много просторечия, в описании представителей высоких сословий он использовал соответствующие слова. Есенин тут обращается к образам мифилогизированной природы, глубокой русской культуры и поэтому использует такие слова как: ярый, очи, зарево.
Все эти слова имеют довольно глубокую укорененность в языке. Например, ярый или яро вообще является как бы атрибутом небесного светила, солнечное божество в традиции, как известно, называли именно Ярило, отсюда и возникло в дальнейшем прилагательное. Таким образом Есенин предлагает как бы своеобразный экскурс, путешествие духа в пространство древней культуры, которая на самом деле всегда доступна через чуткое понимание природы.
Анализ стихотворения Прячет месяц за овинами по плану