Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.
Стихотворение посвящено Риму, который для Мандельштама символизировал власть, как таковую. Для автора этот древний город ассоциировался с самыми неприятными для него аспектами власти. Поэт упоминает не граждан, воинов или патрициев, но рабов. Вольнолюбивая натура Мандельштама не желала принять даже самую величественную тюрьму.
Однако более интересно само название «Природа — тот же Рим и отразилась в нем…», сравнивающее имперский город с природой. Это выглядит как протест против Бытия, как такового. Автор выражает неприятие жизни. Показательно, однако, что здесь он использует один из своих любимых символов – строительство. Он говорит о камнях, которые нужны для постройки. Камни Мандельштам неоднократно упоминал, как символ слов, своего поэтического творчества. В данном случае они становятся и образом внутренней свобод, самореализации через поэзию, и, одновременно, олицетворяют неволю и рабство. Не ясно осмыслил ли поэт этот символ до конца или просто выразил мимолетную ассоциацию.
Мандельштам говорит о гражданской мощи, делая упор на силе государства. Рим, изображенный им, мертв. На протяжении всего стихотворения ни разу не появляются люди, рабы упомянуты тоже как один из элементом мертвой картины, они не являются действующими персонажами. Кроме того, поэт прямо подчеркивает бессмысленность государства, которое, вероятно, для него было самым ужасным. Его Рим или Природа развиваются по неким своим законам. Страшный механизм не обращается даже к языческим божествам, ему достаточно гаданий, совершаемых согласно велению властей. Истолкование увиденного во внутренностях жертвенных животных, становится приказом для живых людей. Здесь поэт стремился продемонстрировать читателям свой ужас перед машиной власти, где каждый является винтиком и ни от кого ничего не зависит.
Сравнение Древнего Рима с природой, вероятно, также было порождено бессилием Мандельштама, которое он почувствовал, глядя на то, что сильнее не только него самого, но и человека в общем смысле. Люди все же не могут обуздать и подчинить окружающую среду, она до сих пор сильнее. Поэт смиряется с таким видением ситуации, он готов продолжать делать, что делал ранее, подчиняясь не совсем понятным для него законам природы и общества.
Анализ стихотворения Природа — тот же Рим и отразилась в нем по плану