Произведение представляет собой стихотворение, написанной в каноническом жанре лирики, называемом сонетом, и относится к позднему творчеству поэтессы.
По композиционной структуре стихотворение является твердой формой, состоящей из четырнадцати строк в виде двух четверостиший и двух трехстиший, по стихотворному содержанию представляющих разновидности рассуждения по поэтической схеме в форме тезиса, антитезиса и синтеза.
Ключевой тематикой стихотворения изображается идея о скоротечности жизненного существования и понятии смерти, при этом в качестве стихотворного размера поэтесса выбирает четырехстопный ямб, чередуя мужскую и женскую рифмы и повторяя точные опоясывающие рифмовки.
Произведение имеет отличительные черты в виде ясного, естественного образа, неперегруженного средствами художественной выразительности в форме метафор, сложных аллегорий, многозначных символов, изображая пейзажную зарисовку прозрачно и подвижно. Используемые в стихотворении эпитеты и инверсии создают эффект раскованной торжественности и плавности произведения.
Образ земного мира с реально существующими человеческими чувствами представляется поэтессой в качестве цветущей черешни, тогда как образ смерти автор заменяет понятием вечности, зовущей лирическую героиню в другое неизведанное мироздание. Таким образом, стихотворение демонстрирует художественный прием в виде некоего умолчания, построенного на антитезе, которое раскрывается посредством изложения однородных грамматических членов.
В качестве последнего пути человека, упомянутого в финале стихотворения, называется дорога, направление которой поэтесса не указывает, но сравнивает ее с царскосельскими аллеями, где маленькая девочка училась делать первые шаги и в настоящее время завершает свое жизненное предназначение, не чувствуя страха по пути в вечность.
Стихотворение наполнено спокойно-просветленным авторским настроением, полным надежды на обретение вечного покоя в бессмертном существовании, тем самым раскрывая поэтический смыл, заложенный поэтессой и состоящим в смирении и принятии неизбежности окончания человеческой жизни.
Повествование в произведении выстроено путем применения интуитивного движения, которое, начавшись с утверждения, заканчивается авторским объемным и разомкнутым выводом, заключающимся в переплетении прошлого, настоящего и будущего, теряющихся во временном пространстве.
Анализ 2
Каждый человек в течение своей жизни хоть раз задумывается о смерти. В основном это происходит ближе к самой старости. Для поэта же главное сделать так, чтобы после смерти о тебе помнили потомки. В связи с этим основной тематикой позднего творчества Ахматовой стала тема жизни и смерти.
Стихотворение “Приморский сонет” было написано в 1958 году. В это время Ахматова жила в поселке Костомарово и часто встречалась с известными поэтами и писателями. Среди них особо выделяются И. Бродский и Ф. Раневская. На тот момент Ахматовой было уже 69 лет. За свою долгую жизнь поэтесса пережила очень много трудностей, испытала огромное количество счастливых моментов. Тем не менее при создании “Приморского сонета” можно сказать, что Ахматова была уже душевно опустошена. Она не боялась смерти, но и не ждала ее приближения. К определению самой смерти Ахматова подходит философски, сравнивая ее с вечностью.
Лирическая героиня рассуждает над темой жизни и смерти. Ей не интересен мир земной, но и счастья в загробном она не ждет. В первой строфе говорится о скорой смерти героини и вечности жизни природы. Вторая строфа противопоставлена первой. Она повествует о голосе вечности, который зовет героиню, которая возможно все-таки верит в загробный мир. В третьей говориться о дороге, которая идет в некуда. В заключительной строфе повествуется о неком покое, который связан с детством лирического героя. Ахматова считает, что путь к новой жизни ждет любого человека.
Стихотворение “Приморский сонет” написано четырехстопным ямбом. Рифмовка-опоясывающая с чередованием женской и мужской. Все стихотворение построено на противопоставлении жизни и вечности. Ахматова использует не так много средств художественной выразительности. Среди них можно выделить: эпитет( изумрудная чаща), метафора( ветхие скворешни), инверсия( с неделимостью нездешней). Стихотворение содержит философские размышления о беспрерывно текущей жизни, которая плавно перетекает в будущее.
Анализ стихотворения Приморский сонет по плану