Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…
Заключено стихотворение в почти кольцевую конструкцию, то есть первые две и последние две строчки совпадают, отличаясь на одно слово: «мой» превращается в «наш». То есть за стихотворение автор преодолевает путь от личного до общего, из одиночества к дружбе. (Это не очень большое стихотворение – пять строф в нём по четыре строки.)
С самого начала представлен пейзаж – вид неба (низкого, как в непогоду, и даже унылого), но небеса эти контрастируют с позитивным настроем поэтессы – она устремлена к лучшему будущему, её ничто не остановит. Но всё же хочется в почетном и трудном пути этом быть с кем-то. Для Зинаиды Гиппиус, которая пережила революцию, прошла иммиграцию, таким человеком стал герой её стихотворения, его адресат. В продолжение первой строфы возникает «мы». Поэтесса сама удивляется своей духовной близости с этим человеком.
Вторая строфа тоже начинается с грустных слов о беспощадной дороге, которая ведёт к самой смерти. Эпитет этот необычен, он как бы одушевляет путь, делая его жестоким. И тут же опять противопоставление через «но»: Гиппиус всё равно любит себя, любит Бога. Она верит в спасение через эту любовь.
Третья строфа с предположения начата. Если вдруг женщина начнёт себя жалеть, просить жизнь о счастье… Впрочем, это нормальное желание! То ей нужно будет взять себя в руки, а для этого тот самый друг должен её поддержать, помочь советом, даже обманом. Она сама просит себя обмануть при необходимости! Характер рассказчика сильный, как читатели видят по её мыслям, словам.
Близость двоих от того, что у них общие цели – оба направляются на восток… К восходу солнца, к новой жизни, что было бы неудивительно после развала старого мира.
Даже если вдруг этого друга и соратника не существует, то есть стоило бы придумать, чтоб у поэтессы оставалась надежда на то, что её хоть кто-то поддержит в трудную минуту. Это очень важно для каждого человека, но особенно для тонких творческих натур, таких как Гиппиус.
Вариант 2
Философская лирика Гиппиус часто обращается к мотивам безысходности, трудности земного пути и тяжелым обстоятельствам, в которых оказывается человек. Подобные рассуждения предполагают глубокий и объективный анализ мироздания, обращения к каким-то высшим инстанциям. При этом поэтесса отличается оригинальным взглядом и использует довольно интересные мыслительные конструкции.
К примеру, она говорит «люблю я себя, как Бога» и строчка указывает на инверсию заповедей христианства, которые предлагают возлюбить Господа и ближнего. Хотя, с другой стороны, если любовь к Господу является для Гиппиус изначальным ориентиром, то такая любовь присутствует с самого начала в душе и является руководящим принципом, а любовь к себе проистекает из этого факта, но, так или иначе, любовь является спасительным ориентиром для души.
На протяжении всего стихотворения герой обращается к некому духовно близкому собеседнику. Этот второй герой представляет собой как бы попутчика, человека, который обладает идентичными идеалами и взглядами. Такая конструкция является довольно распространенной в лирике. Поэт обращается к некому другу, близкому человеку, которого просит ободрить или сам ободряет, с которым чувствует единение мысли и чувства, с которым видит идентичную цель – «мы оба идем на восток».
Благодаря этому диалогу каждый читатель в той или иной степени вовлекается в общение в поэтом. При этом, конечно, не каждый чувствует в себе душевный отклик, хотя у некоторых он, безусловно возникает. Подобное возникает благодаря пониманию мироощущения, которое хочет передать поэтесса, а если мироощущение оказывается подобным, то появляется и близость – «с тобою близки».
Следует отметить характерный для поэзии Гиппиус образ низкого неба. Подобный верхний предел, который как бы закрывает героя от духовной высоты, часто используется поэтессой. К примеру, в Пауках он выражается через липкую паутину, которая застилает глаза и скрывает потолок.
В посвящении этот образ описывается как туманные дни, как унылые, злорадные и низкие небеса. Кстати, тут снова есть перекличка с Пауками, которые плетут паутину радостно своей звериной злобой. Злое небо – известный и мрачный образ, который тоже часто используется в целом в философской лирике.
Анализ стихотворения Посвящение по плану