Поэт посвящает свое произведение «Плач детей» всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни. Этим детям по воле тяжёлой судьбы выпало работать с самых малых лет. На протяжении всего дня они заняты на фабрике непокладая рук. Вместо игры и веселья они вынуждены крутить фабричное колесо под строгим надзором женщины, которая не допускает им ни малейшего послабления. Дети через силу, превозмогая невероятную усталость, к исполнению приводят возложенное на их детские плечи тяжёлое обязательство. И лишь шум от вертящегося рабочего круга доносится до них даже во время перерыва.
Более гнетущую атмосферу в помещении создает мрачная обстановка вокруг. Дети работают в ужасных условиях, где кругом летающие мухи проносятся перед глазами, создавая единство грязи и нищеты. Смирение с безвыходным положением, истощение в моральном и физическом плане пронизывают каждую строчку произведения. Автор немногословно и односложно описывает настроение детей, которые уже находятся на грани с подавленностью.
По некоторым строчкам, можно предположить, что после окончания трудового дня детям удасться хоть немного порезвиться наперегонки в поле, но это останется лишь в их мечтах. Физиологические потребности уставшего человека берут верх и у детей возникает желание лечь и уснуть, набираясь с силами к новому трудовому дню.
По возвращению домой даже там не удается расслабиться и отдохнуть. Усталая и подавленная мать встречает их на пороге. Всеобщее страдание и усталость передаются от одного к другому. Обняв друг друга они делятся теплом уставших сердец и плача от безнадежности жалуются на свою тяжелую долю.
То, что сегодня нам кажется неимоверным ужасом, который невозможно пережить в то время было обычным житейским делом. Детские права, которые превыше всего ставят сегодня, тогда никого не волновали. Жестокосердное общество стремилось во что бы то ни стало получить свою выгоду, не важно каким путем. А ослабленный детский плач могло услышать только чистое сердце не заглушенное своими эгоистическими интересами.
Некрасов был первым поэтом, кто осмелился вывести к всеобщему обсуждению тему каторжного детского труда. Светские члены общественности были крайне возмущены таким поведением поэта. Но об этом нельзя было умалчивать и стоять в стороне, необходимо было вступать на защиту бессильных. И Некрасов, как истинный патриот своей страны и защитник измученного народа с достоинством отстаивал права детей утирая слёзы с их глаз.
Детство, пора наполненная искренней радостью от предвкушения чего-то нового, невероятного, беззаботных забав и неуемной энергии. Для ребенка мир представляется полным загадочности и таинственности. Появляется ощущение царящей вокруг сказки и радости. Детям для веселья хватит даже малозначительного повода, чтобы войти в заводную игру. У них всегда вырабатывается особый повышенный интерес ко всему, ведь им ещё не довелось испытать всех тягот и проблем жизни.
Вариант 2
Произведение посвящено критике общественных условий, сложившихся в девятнадцатом веке. В нем автор хочет пробудить сочувствие к угнетенным представителям простого народа, показывая участь самых беззащитных – детей.
Некрасов, устами своих персонажей – детей, не названных по имени, показывает ужасную судьбу детей, отправленных работать на фабрику. Автор напоминает читателям (некоторые из которых могли и никогда не видеть детей, занимающихся тяжелым физическим трудом), что те лишены простых забав и развлечений своего возраста. Они, также как и их сверстники из семей дворян, чиновников или просто более обеспеченных горожан хотят играть на природе.
При этом Некрасов для обличения безнравственности детского труда выбрал не работу в своем хозяйстве, выполняемую детьми крестьян, а именно промышленное производство. В связи с этим, картина, которую нарисовал автор, получилась более страшной. Если в деревне труд, как взрослых, так и детей тяжелый, то он, хотя бы менее монотонный и изматывающий. Возможность отвлечься на несколько минут и регулировать темп позволяет человеку оставаться самим собой, чувствовать себя относительно свободным человеком.
При описании детей, целыми днями крутящих колеса на фабрике, Некрасов хорошо показал однообразность выполняемых действий. Прекрасно владея словом, автор показал бесконечное кружение стен, потолков и окон перед глазами трудящихся детей. Красный нос надзирательницы и мухи также дополняют картину, деля ее более угнетающей. Механизм, который вращают дети, с помощью этих, казалось бы, малозначительных деталей, более страшным, представляется орудием пытки. Они, как и фабричные машины, равнодушно выполняющие однообразные действия, помогают поэту показать отсутствие выхода для детей.
В начале стихотворения звучит призыв автора сравнить свои проблем с тяготами, выпавшими на долю трудового народа. Конечно, он выбрал достаточно сентиментальный пример, обратившись к теме детей – работников фабрики, можно сказать, то поэт провоцирует читателей, стремится вызвать у них слезы, негодование. Однако все описанное им существовало в то время в реальности и это были не исключения из правил, а норма жизни. В силу этого, Некрасова не в чем упрекнуть, он стремился заставить людей перестать отмахиваться от уродливых явленний действительности и попробовать что-то изменить.
Анализ стихотворения Плач детей по плану